|
до
деся ти лет. Проходя курс психотерапии, Александра вспоминала, что в
те годы ее преследовал ночной кошмар, носивший элементы Эдипова
комплекса, и вследствие этого на деся том году жизни у нее поя вился тик
лицевого нерва. Напря жение значительно спало к тому времени, когда
Александре исполнилось одиннадцать лет. В тот год у нее впервые была
менструация , и на ее я блоне <выросло> первое я блоко. На рисунке
Александра указывает на это первое я блоко. Кстати, число
изображенных я блок равно одиннадцати. По словам Александры,
<превращение в женщину было очень важным моментом для меня >.
Рис. 76
Изображение человека на работе, включенное в рисунок семьи
В тех случая х, когда человек по просьбе делает рисунок семьи и на
нем изображает себя находя щимся на работе, это обычно означает, что
он очень поглощен своей работой. Почему он так увлечен ей? Может быть,
отношения в семье не удовлетворя ют его, и работа призвана это
компенсировать? Или он проводит на работе в отрыве от семьи так много
времени, что работа становится для него вторым домом? Когда на
рисунке один или несколько членов семьи изображаются на работе, это
подсказывает необходимость изучения взаимоотношений и
эмоциональных свя зей в семье.
КРСП (Рис. 77) . воспоминание Андреа о том времени, когда ей
было пя ть лет. На рисунке она поместила себя ря дом с матерью,
моющей кастрюлю в раковине. Брат стоит, а сестра сидит в другом углу
комнаты. Отец летит на самолете над комнатой, не имеющей потолка.
Он был летчиком ВВС. Даже будучи ребенком, Андреа понимала, что профессия и
работа для отца были намного важнее семьи. Она сказала мне: <Я не помню, чтобы
у меня были тесные отношения отцом. Наверно, он даже не воспринимал меня как
мысля щего и чувствующего человека. Из-за этого я ощущала себя одинокой и
беззащитной>.
Рис. 77
На КРС Элани изобразила себя в офисе сидя щей за рабочим столом (Рис. 78).
Рис. 78
Муж пилит дрова для камина, а ее взрослая дочь ведет машину.
Элани погружена в мир своей работы и, по ее словам, это иногда
вызывает беспокойство, поскольку работа <крадет у нее семью>. Из-за
работы Элани живет не дома, а в семидеся ти миля х от него. Ее жизнь
<крутится вокруг работы, учебы и личного общения со знакомыми>.
Элани призналась мне, что уехала от мужа на семьдеся т миль <из-за
школы, по рабочей необходимости, но в основе всего лежало
несоответствие их характеров>.
От рисунка пя тилетнего к рисунку взрослого
Рисунок взрослого человека, изображающего семью по своим
воспоминания м в пя тилетнем возрасте, весьма часто проя сня ет
восприя тие своего прошлого этим человеком. В своей сегодня шней
жизни решения часто принимаются им на основании опыта предыдущих
лет. Сравнение содержания рисунков, сделанных по воспоминания м
пя тилетнего возраста и в настоя щее время показывает, насколько
человек повторя ет свою детскую манеру поведения и реагирует на
изменившиеся условия и новых людей в мире взрослых.
Рис. 79
На этом КРСП Ингрид (42 года), мы видим, как она кормит цыпля т,
мать занимается шитьем на заднем дворе, а отец работает в саду. На
рисунке отца и Ингрид разделя ют и не дают им сблизиться изгородь и
мать. Ингрид тя нулась к отцу, ей хотелось любить его и чувствовать его
любовь и близость, но ее отношения с матерью не позволили этому
осуществиться .
Рис. 80
На КРС (Рис. 80) незамужня я Ингрид нарисовала себя четыре раза.
Ни одна из центральных фигур не я вля ется мужской, и мы можем
сделать предположение, что прочных отношений с мужским полом
Ингрид в зрелом возрасте так и не установила. Причиной этого вполне
может служить отсутствие общения с мужчинами в ее ранние годы.
На рисунке мы видим ее: 1) в одиночестве, 2) изображенной внутри
большого силуэта матери, 3) с друзья ми и 4) моющей окна. Повторя ется
модель поведения в возрасте пя ти лет. Ингрид необходимо совершить
путешествие назад и научиться строить отношения с отцом или другим
мужчиной, чтобы мужчины вошли в ее жизнь.
На КРСП (Рис. 81) мы видим Хильду (42 года) едущую с сестрой
верхом на лошади. Хильда вспоминает, что <в действительности, отец
был мечтателем, философом, увлеченным изучением религии, мистики и
тому подобного. Он обладал прия тной, чувственной наружностью. Мать
была полностью поглощена ролью домохозя йки. Хильда тя нулась
|
|