|
к отцу
и проводила с ним многие часы в его библиотеке, совмещенной с
лабораторией, обсуждая с ним разные философские и духовные
проблемы. Сейчас, уже став взрослым человеком, Хильда, по ее словам,
<лишь недавно осознала, что в ее отношения с отцом имели оттенок
психологического инцеста>.
Рис. 81
Из КРС Хильды (Рис. 82) мы узнаем о тревогах, переживаемых ее
семьей. Младший сын Хильды перенес операцию на открытом сердце.
Ее муж сменил несколько профессий, попробовав себя в качестве
психолога, подря дчика, преподавателя и дизайнера. О нем Хильда
сказала: <Он такой мечтатель>. У самой Хильды необходимость быть
матерью и выполня ть профессиональные обя занности вызывает
противоречивые чувства. Она рассказывает: <Мой старший сын
впечатлительный, чуткий, он пошел в меня , а младший . в отца>.
Хильда отдает себе отчет, что в ее отношении к старшему сыну
наличествует стремление к инцесту. Содержание
Кинетического Рисунка Семьи в Прошлом
повторя ется в Кинетическом Рисунке Семьи, хотя
между ними опыт тридцати семи лет жизни. Даже
модели поведения она описывает одними и теми
же словами. Хильде следует, наконец, поня ть, что
она вышла замуж за отца и повторя ет жизнь
своих родителей. Следует обратить внимание на
траекторию движения трактора и лошади (отец и дочь) на КРСП и
сравнить ее с траекторией движения велосипеда к сидя щей под
деревом женщине (сын и мать) на КРС. Схема повторя ется годы спустя .
Рис. 82
Наложение рисунков
Когда человек делает несколько рисунков один за другим, то
результат их наложения друг на друга бывает весьма интересен. Такое
изучение рисунков может дать новую информацию и лучшее
представление об авторе.
На КРСП Анны, тридцати двух лет, (Рис. 83а) мы видим, что ее мать
стоит в гостиной, держа в руках деревя нную ложку с дыркой и пустую
сковороду. Здесь она я вно не на месте, она должна быть на кухне. Я
пытаюсь представить, что полезного может делать мать, стоя в гостиной
с дыря вой ложкой и пустой сковородой. Возникают сомнения в том,
я вля ется ли мать положительной фигурой. Однако Анна возразила: <Мое
внимание было сосредоточено на отрицательных чертах отца>, а затем
добавила: <У меня разболелась голова, пока я рисовала>.
Рис. 836 . абстракция , нарисованная Анной экспромтом.
Сердцевидные зигзагообразные линии в правой нижней части рисунка
ассоциируются у нее с гневом. Голубая спираль и желтое пя тно
вызывают у нее ассоциации с женским началом . <уступчивостью,
стойкостью, стремлением к защищенности>. Красный треугольник
воспринимается как некая часть <моей сексуальности, или как
проя вление частых приступов головной боли, которые начинаются у
основания шеи с правой стороны>.
Рис. 83а
Рис. 83б
Наложив один рисунок поверх другого, мы обнаружим, что красно-
сине-желтые зигзагообразные линии, которые у Анны ассоциируются с
гневом, расположены пря мо под ее матерью. Удивленная этим, Анна
сказала: <Сначала я намеревалась нарисовать маму в красных туфля х, но
потом отказалась от этого>. Она отвергла красный цвет, поскольку он
означает для нее гнев. Возникает вопрос, насколько ей удается подавить
чувство раздражения по отношению к своей матери. Анна добавила: <Эти
линии как будто <жгут ей ноги>.
Длинная черная вертикальная линия делит фигуру Анны пополам. В
действительности, в ее душе раздражение на отца и мать порождает
противоречивые чувства. Голубая спираль и желтое пя тно,
ассоциирующиеся у Анны с женским началом . <уступчивостью,
стойкостью, стремлением к защищенности>, . проходя т через Анну и ее
детей, которые для нее это олицетворя ют. Мы видим, что она находится с
детьми в полном согласии.
То, что Анна называет пурпурным облаком, расположено над головой
матери. Может ли мать вызывать тревожное чувство у нее? В рисунках
облака имеют тенденцию выражать беспокойство (Джеке, 1969), поэтому
меня интересует, не служит ли мать источником беспокойства в жизни Анны.
Далее, Анна сказала мне, что зеленый глаз ассоциируется у нее с
критическими проблемами, свя занными с контролирующим отцом. Методом
наложения рисунков друг на друга, мы глубже погружаемся в семейные
отношения благодаря информации, пришедшей непосредственно из
бессознательного.
На КРСП (Рис. 84а), нарисованном Бонни (28 лет), мы видим ее мать и
брата в
|
|