|
то, что трудно поддается пониманию, нечто
сложное или нея сное, или попытку уклониться от чего-либо. Автор
может и не знать, что скрывается за его абстракцией, но весьма часто
вопрос <на что это похоже, или что это Вам напоминает?> вызывает у
него ассоциации с важной проблемой, отразить которую в
реалистическом рисунке он не смог. Когда человек рисует много
абстрактных картинок, он, возможно, спасается от какой-то проблемы,
избегает чего-то, или в них заключается бессознательное содержание,
для осознания которого требуется аналитическая работа.
Экспромт Лауры, 24-х лет, выгля дит как мандала (Рис. 67). В
искусстве и религии Востока мандала, обычно симметричная и имеющая
форму круга, я вля ется символом вселенной.
У Лауры узоры в области цвета морской волны вызвали ассоциации
с вагинами, а те, что расположены в области голубого цвета . со
спермой. Эта сперма и вагина ассоциировались у нее с использованием
секса как средства подчинения . Затем она рассказала мне о том, как ее
заставили сделать аборт перед свадьбой. Она испытывает я рость от
того, что ее жених не смог поня ть, насколько ей было необходимо
родить того ребенка. Лаура злится и на себя за то, что она настолько
попала под его власть, что ему удалось убедить ее сделать аборт.
Рис. 67
Биллу восемь лет и у него лейкемия . Его врачи сообщили мне, что
ему не известно о его тя желом заболевании и предупредили меня , что я
не должен говорить ему об этом. Он рисует картинку (Рис. 68) и
рассказывает мне, что это пузырьки, и что <пузырьки никак не могут
добраться до других пузырьков>. Их не пускает затор. Засорение
случилось из-за гря зи, и пузырьки не могут перемещаться , как раньше. –
Рис. 68
Своими словами он рассказывает мне о клетках, которые не могут
выздороветь, он описывает свое заболевание, и, тем не менее,
медицинский персонал сохраня ет уверенность, что о диагнозе ему
ничего не известно. Да, я согласен, что в их понимании ему ничего не
известно, ему не сказать это их словами, но где-то в глубине души он
<знает>. Это еще раз демонстрирует то, как абстрактный рисунок и
свя занные с ним личные ассоциации помогают получить более четкое
представление о психологическом состоя нии конкретного человека.
В этом же рисунке также можно увидеть бабочку. Из гусеницы,
проходя через стадию смерти, бабочка превращается в крылатое
создание. Этапы ее развития . жизнь, смерть и воскрешение. Вероя тно,
у Билла есть глубинное <знание> о предстоя щем ему пути.
Рис. 69
На этом абстрактном рисунке Этель, тридцати пя ти лет, изображено
множество переплетающихся цветных линий. Первая ассоциация ,
возникшая у Этель в свя зи с этими абстрактными линия ми . звуковые
волны. Это дало нам повод обсудить ее проблему утраты слуха, травму,
послужившую причиной этого, а также последствия . В настоя щее время
Этель страдает частичной глухотой и носит слуховой аппарат.
Другая ассоциация , вызванная узором, была духовного плана. К
своему удивлению, Этель ощущает, что духовное начинает занимать
больше места в ее жизни, и она чувствует свя зь с высшей силой. Ей
кажется , что временами она <лишь частично находится в этом мире>, и
духовный порыв настолько силен, что она не может ему противиться .
Недавно раввин попросил ее подумать о трактовке псалма из Ветхого
Завета и выступить в синагоге. Она согласилась и, по ее ощущения м, ее
свя зь с Богом становится все глубже.
Заполненность . пустота
В некотором смысле, рисунок можно сравнить с жизнью человека.
Насколько заполнен или пуст лист бумаги? Как использовано
пространство?
Болеющим людя м или испытывающим недостаток психической
энергии весьма трудно заполнить страницу. А у людей, энергичных
сверх меры, или склонных к сверхкомпенсации, лист бумаги может быть
заполнен избыточно.
Рис. 70
На этом спонтанном рисунке Фрэнка, шести лет, всю нижнюю часть
листа занимает земля . На ней он изображает деревья , горы, очень
большую кошку, а также радугу и солнце в верхнем правом углу.
Заполненность страницы свидетельствует о жизнелюбии и активном
мировосприя тии автора. Фрэнк, здоровый ребенок, полный энтузиазма,
сделал этот рисунок, учась в первом классе.
На рисунке-экспромте Алана (6 лет) изображен стадион (Рис. 71).
Нарисовав его, мальчик рассказал мне, как стадион можно использовать
для бейсбольного матча, а затем переоборудовать, чтобы играть в
футбол. Я
|
|