|
сле развода не жили вместе уже три года. Тем не менее,
недавно он переехал жить в ее дом, и результат вполне очевиден.
Агнесс везет свой воз домашних забот, а муж ей не помощник. В
настоя щий момент, ощущая необходимость снова разъехаться , она
пребывает в волнении и страшится того, как это отразится на детя х.
Прозрачность
Прозрачность позволя ет смотреть сквозь некую преграду и видеть
то, что находится внутри, например, сквозь прозрачную стену, за
которой видна обстановка спальни. Это вполне нормально в детских
рисунках. У подростков и взрослых прозрачные объекты поя вля ются
значительно реже. Однако если в рисунках наблюдается возрастающая
повторя емость изображений прозрачных объектов (т. е. возможность
видеть сквозь стену, затем сквозь человека, через одежду, и далее
сквозь кожу вплоть до скелета), а также наблюдается повышенный
интерес к изображению табуированных сфер (например, к
сексуальности), то это свидетельствует о том, что и частота поя вления
прозрачных объектов и их интенсивность соответствуют более
продвинутому уровню развития . Это может говорить о затруднения х в
ориентировке в окружающей действительности или о ее отрицании.
Рис. 64
На этом КРС Пэтти (42 года) изобразила себя , мужа и двух ее детей.
Внешня я стена дома прозрачна, и, по словам Пэтти эта прозрачная стена
означает для нее то, что <события проходя т мимо (меня ). Они не
откладываются (у меня ) в голове>. Пэтти трудно уследить за развитием
событий в ее семье.
Движение. Траектория
Терапевту рекомендуется проследить траекторию находя щихся в
движении объектов, оружия и людей, отметить направление движения и
определить, какие последствия это движение вызовет.
В абстрактных рисунках информацию можно получить на основании
изучения движения и направления цветового потока или узора, отмечая
возможность их перенасыщения , и к чему они тя готеют на рисунке.
КРС (Рис. 65), нарисованный Рут, возраст 38 лет, представля ет
великолепный пример для изучения траекторий. Оба сына держат
предметы, я вля ющиеся продолжением руки, а между ними их сестра
сидит верхом на лошади. Если сын с бейсбольной битой протя нет руку,
он сможет дотя нуться и до сестры, и до лошади. Сестра, со своей
стороны, легко может проехаться на лошади пря мо по брату. Как
сказала Рут, <отношения между братом и сестрой . это любовь и
ненависть одновременно>.
Рис. 65
Другой сын, с теннисной ракеткой, также может взмахом ракетки
пустить лошадь вскачь, и тогда лошадь налетит на младшего брата. На
мой вопрос Рут ответила, что <между двумя мальчиками, несомненно,
существует соперничество>.
Заня тия персонажей на КРС (Рис. 66) Кеннета, 37-ми лет, весьма
разнообразны. Если мы пригля димся к траектории стрелы, пускаемой из
лука фигурой в нижнем левом углу, то увидим, что она нацелена на
сестру Кеннета, сидя щую с левой стороны кокосовой пальмы. Кеннет
написал: <Моя сестра родилась пря мо дома, когда мне было
семнадцать лет. В тот момент в доме, кроме меня и акушерки, никого не
было. Я оказался непосредственным участником этого события . Когда
сестре было три года, я хотел забрать ее из дома, поскольку считал, что
родители не справля ются с воспитанием сестры. Я хотел растить ее
самостоя тельно. Мне очень не хотелось, чтобы родители повторили все
те ошибки в воспитании, которые они допустили в моем случае>.
<Когда сестре было тринадцать, родители эмигрировали в Европу,
но сестра ехать не хотела. Ей, напротив, хотелось остаться и жить
вместе со мной. Этого родители ей не позволили. Она сейчас в Европе,
но я все равно чувствую свою близость к ней. Когда родилась моя
первая дочь, я постоя нно по ошибке называл ее именем сестры. Иногда
я думаю, что они единое целое>. Стрела я вля ется символом
мужественности. В словах Кеннета заложена маскулинная первооснова,
побуждающая его оберегать и направля ть сестру в жизни. Кроме всего,
Кеннет поспособствовал ее поя влению на свет и проя вля ет к ней
отеческие чувства.
Рис. 66
Абстракция
Абстрактный фрагмент рисунка или полностью абстрактный рисунок
обычно выражают или
|
|