Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
о он несколько раз исправля л на рисунке ноги у солдата.
Наиболее примечательна фигура в положении лежа, над подписью
мальчика. Ян посещает детского терапевта по причине его постоя нных
<наездов> на родителей и попыток самоутвердиться в жизни. Он упря мо
и настойчиво продолжает свою борьбу с родителя ми, и на рисунке
исправления резинкой отражают его метания .
Подписи на рисунках
Написанные на рисунке слова требуют особого внимания .
Нарисовавший рисунок пациент боится , что не смог достаточно хорошо
выразить суть или передать идею рисунка, поэтому слова призваны
внести я сность и уменьшить возможность неправильной интерпретации
рисунка. Мы задаемся вопросом, что же было не так истолковано и что
неправильно понимается сейчас в жизни пациента. При поя влении слов
на рисунке во всей полноте встает вопрос о наличии доверия . Также, это
вопрос о том, насколько пациент доверя ет невербальному способу
общения .

Рис. 59
В своем КРС (Рис. 59) Барбара, 28-ми лет, использовала слова,
чтобы подчеркнуть идею рисунка. Многое окружает эту женщину в
повседневной жизни . <психология , воскресная школа, учеба,
преподавание, работа>. Со своим домом и всеми членами семьи ее
соединя ют нарисованные линии. Неудивительны ее жалобы: <Иногда
все это уж чересчур. Люди так много хотя т от меня >. Есть ли у нее
уверенность в том, что она справится со всем, чего от нее ожидают?
Верит ли она, что другие понимают, как много она делает? Может быть,
она слишком многого хочет от себя , совмещая психологию, воскресную
школу, учебу и работу? Слова имеют значение, поскольку они выражают
определенную точку зрения . Барбаре очень важно, чтобы мы поня ли,
что она заня та на пя ти работах и что это <чересчур>.
Далее следует рисунок Шарлотты Саломон, юной еврейской
беженки, погибшей в ходе массового уничтожения
евреев фашистами. В ее автобиографии в рисунках
написанные слова иногда я вля ются важным средством
художественного выражения . В других случая х, она
создает поразительные картины, не требующие слов,
так как рисунки говоря т сами за себя .

Рис. 60
На вышеприведенном рисунке мы видим пожилую женщину, лицо
которой выражает страдание, а пожилой мужчина, вероя тно ее муж,
заботливо утешает ее. Текст на рисунке следующий:
Бабушка: <О, Господи, в какие времена мы живем, увижу ли я ее
снова?>
Дедушка: <Не мучай себя , это ничего не изменит. Я верю в
Провидение, и то, что должно произойти, произойдет>.
Два близких друг другу старых человека выгля дя т озабоченно и
погружены в переживания . Мне кажется , что в этом рисунке слова . это
дополнение к тому, что рисунок передает и без слов. Что побудило ее
выразить словами то, что она уже так точно передала самим рисунком?*
(* Автор благодарит Фонд Шарлотты Саломон в Амстердаме за
разрешение использовать данный рисунок.)
Линия вдоль верхней части листа
Горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо,
или просто нарисованная линия , может обозначать что-то,
психологически довлеющее над пациентом. В большинстве случаев это
<что-то> я вля ется бременем для пациента, испытывающим страх перед
необходимостью нести это бремя . Страх рождается от необходимости
искать способы справиться с этим грузом, или от сомнений в
возможности взя ть ситуацию под контроль.

Рис. 61
На этом рисунке-экспромте Терезы шести лет в верхней части листа полоской 
изображено
синее небо. Эту маленькую девочку лечат в больнице от лейкемии. Посредством 
изображения линии наверху она выразила свой страх, который у нее вызывает и 
само лечение, и тя жесть заболевания (см. Случаи из Практики, Глава VI).
Нарисовав этот КРС (Рис. 62), Карен (34 года) сказала мне, что
линия наверху символизирует то, <что мы все вместе, под одной
крышей>. Карен хочется , чтобы это так и было, хотя на самом деле ее
отношения в браке далеки от идеальных, и ее страшит возможность
распада семьи, поскольку сама мысль о разводе причиня ет ей боль.

Рис. 62

Рис. 63
На этом спонтанном рисунке Агнесс, пя тидеся ти восьми лет, синее
небо простирается во всю ширину листа, выдавая дурные предчувствия
женщины и довлея над мирной во всех отношения х сценой. Агнесс и ее
бывший муж п
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-