|
ак часто хотелось поиграть с ними. Джин рано поня ла, что родители не
интересуются ими, что они всегда заня ты, и она постигала мир
самостоя тельно. Это вызывает ее протест и раздражение, но ситуацию
изменить она не может. Становится поня тно, почему родители изображены на
обратной стороне рисунка.
Рис. 53а
Подчеркивание
Подчеркивание фигуры на рисунке
обычно означает неустойчивое положение этого человека в жизни
(комплементарность). Однако если одна из фигур на рисунке не
подчеркнута, в то время как все остальные подчеркнуты, это означает
стабильное положение не подчеркнутого персонажа (компенсация ).
Разбирая данный опорный элемент, необходимо постоя нно помнить о
теории компенсации Юнга.
Следующий КРСП был нарисован Ширли сорока лет. В возрасте
пя ти лет Ширли воспринимала своего отца как человека без устойчивого
положения . Он находился как бы в отдалении, всегда заня тый чем-то,
слишком боя сь своей властной жены и не смея защитить Ширли или
зая вить свои права на нее. Как написала Ширли: <Я должна была дать
ему устойчивость и стабильность. Это был важно для меня самой>.
Подчеркивание на данном рисунке носит комплементарный характер.
Рис. 54
На КРСП (Рис. 55) мы видим, как Мэй везет детскую коля ску (ниже матери, тоже с
коля ской в руках). На рисунке все фигуры, кроме Мэй, подчеркнуты. Она
вспоминает, что ей, еще пя тилетней, мать говорила: <Ты . опора нашей
семьи>. У Мэй было ощущение, что ей в семье необходимо быть стойкой
и обеспечивать защиту всем ее членам. Подчеркивание фигур в данном
случае имеет компенсирующую функцию.
Рис. 55
Исправления стирательной резинкой
Отметьте места подчисток и сравните с тем, что было снова
нарисовано на этих местах. Подчистки часто указывают на наличие
конфликта, а нарисованное заново символизирует нечто в реальной
жизни. Если стертое резинкой было нарисовано заново в улучшенном
виде, то, скорее всего, улучшение действительно имеет место в жизни
автора. И напротив, если после стирания новая версия рисунка
получилась хуже, то в отношении отражаемого материала также
произошли ухудшения . Если изображение было просто стерто, а снова
ничего не нарисовано, то конфликтные отношения с отражаемым,
вероя тно, продолжаются .
В спонтанном рисунке Фрэн (Рис. 56) проступает растеря нная
пя тнадцатилетня я девочка, пытающая ся найти более хорошее
положение и место в этой жизни. Фрэн хорошо развита физически, и
девя тнадцатилетние и двадцатилетние парни делают попытки
приглашать ее на свидание. Также, она осознает, что отношения отца и
матери очень плохи, и она оказалась вовлеченной в это.
Фрэн, ее поклонник Брад (поя вился неделю назад) и два его
прия теля идут от променада на пля же к океану. Фрэн сказала, что на
рисунке закат, но поскольку она смотрит на восток, то пусть это будет
восход. (То, что она смотрит на восток известно, поскольку Фрэн
говорила мне, что она видит Атлантический Океан из своего родного
городка на Восточном побережье).
Рис. 56
Видно, что Фрэн стирала себя на рисунке, испытывая затруднения с
расположением фигуры. Она пыталась выбрать более удачное место
ря дом с Брадом. Они жили с ним половой жизнью, и ей хотелось привести эти
отношения в поря док. Через несколько дней он ушел в армию. Рисунок
был сделан за деся ть дней до того, как Фрэн пригрозила, что покончит
жизнь самоубийством. Ее положение в жизни было шатким и
неопределенным.
Рис. 57
На рисунке-экспромте Линн, 32-х лет, мы видим кухню в доме ее
детства, где-то в далекой глубинке (Рис. 57). Она сообщила мне, что
нарисовав стол, поня ла, что ракурс выбран неправильно. Тогда она
стерла его, и следующая попытка была намного успешней. За этим
столом ее мать готовила еду и припасы на зиму; стол олицетворя л для
Линн <хлеб жизни> (мать).
Линн совсем недавно осознала для себя , что значит быть
кормильцем семьи и матерью. Понимание этой роли пришло к ней в
ходе аналитической работы, в процессе рисования , когда она стирала
нарисованное и рисовала заново.
Рис. 58
На этом спонтанном рисунке, который сделал Ян одиннадцати лет,
мы видим, ч
|
|