|
той свободы, к которой он привык дома, и он относится к учебе в школе
без энтузиазма. Регги признает, что он испытывает терпение учителей и
администрации.
Джимми, 26-ти лет, занимается закупками для крупной европейской
фирмы и много путешествует по свету. На рисунке-экспромте (Рис. 43),
как мы видим, его дом обрезан краем листа. Когда я обратил его
внимание на это, он ответил, что семейной жизни у него нет и он очень
одинок. Джимми пытался устроить свою семейную жизнь в разных
странах, но из этого ничего не получилось. Он осознает отсутствие
стабильности и ищет постоя нную спутницу в жизни.
Рис. 42
Рис. 43
Сравните с окружающим миром
Полезно сопоставить содержание рисунка с окружающим миром, в
котором родился данный сюжет. Следует учитывать страну, культуру,
национальность, вероисповедание и время года. То, что непривычно
для нашего мира, может быть вполне обычным в мире представителя
другой культуры. Однако если мы находим расхождения между реалия ми
мира, окружающего автора, и тем, что изображено на рисунке, это может
иметь значение с точки зрения психологии пациента.
Экспромт, сделанный Лоуис, тридцати восьми лет, изображает
я блоню в правой части композиции, а также играющих людей и
животных (Рис. 44). Яблоня была любимым деревом Лоуис в ее саду.
Удивление может вызвать цвет я блок зеленый, а не красный, но это я блоки
сорта
Гравенстейн, и они зеленого цвета. В тех местах, где живет Лоуис, это самый
распространенный сорт я блок.
Рис. 44
Мона, сорока трех лет, изобразила сосну, растущую ря дом с ее домом
напротив окна спальни (Рис. 45). Если сравнить этот спонтанный рисунок с
реально растущей сосной, то мы обнаружим, что основание ствола не видно,
поскольку там построена
довольно большая собачья конура. Когда я заговорил с Моной об этом,
она рассказала следующее:
<Сколько я себя помню, у меня было ощущение, что меня посадили
в собачью конуру за то, что мое поведение огорчало окружающих. В
первом классе я просто не могла не болтать; приходилось постоя нно
думать о том, чтобы молчать. Часто меня оставля ли после уроков за то,
что я забывалась и отвечала на уроках вне очереди. От мамы я
постоя нно слышала, что я все делаю не думая и этим всех огорчаю. В выпускных
классах школы меня критиковали за то, что вместо того, чтобы действовать на
основании полученных знаний, я поступала интуитивно. Так я жила всю свою жизнь,
пока деся ть лет назад я не объединилась с двумя своими друзья ми. Мы сложили
воедино наши
средства, нашу энергию, нашу любовь и научились вместе разбираться в наших
чувствах. Таким образом, я стала проводить меньше времени в собачьей конуре>.
Тем не менее, <жизнь в конуре> оставила незаживающий рубец в ее душе.
Рис. 45
Несоответствие времени года
При виде Рождественской елки нарисованной в июле, или увидев
нечто, имеющее отношение к Пасхе, но нарисованное в ноя бре, нам
интересно узнать, почему автор хочет, чтобы это время года наступило
раньше, или что в том сезоне произошло такого, повторения чего
хочется в настоя щее время . Обычно рисунки соответствуют сезону,
поэтому следует обратить внимание на случаи отсутствия соответствия .
КРС Кэти, пя тидеся ти трех лет, был нарисован в июле и служит
примером рисунка не по сезону (Рис. 46). <Почему она нарисовала
Рождественскую елку в июле?>, . задал я вопрос самому себе.
Торопила ли Кэти приход нового Рождества или наоборот, вспоминала о
прошедших? Я выя снил, что Рождество всегда очень много значило для
Кэти. <Это наилучшее, наищедрейшее, наивеселейшее и
наилюбимейшее время >, . сказала мне она. Для нее очень важно в этот
праздник быть вместе с детьми и мужем, но в этом году гря дущее
Рождество весьма пугало и тревожило ее. Впервые ее детей не будет
дома в этот праздник. Два ее сына выросли и жили теперь отдельно.
Несмотря на то, что стоя л июль, в душе Кэти уже росли тревога и
беспокойство по поводу этого предстоя щего события . Женщина заранее
готовилась к получению душевной травмы.
Рис. 46
Картину-экспромт (Рис. 47) нарисовала мать деся тилетнего
мальчика и назвала ее <Добро пожаловать в Рождественский Дом>. Она
нарисовала ее в июне. По прогнозам врачей, у ее деся тилетнего сына не
было шансов дожить до следующих Рождественских праздников. Скорее
всего, опасное состоя ние сына усилило ее желание поздравить сына с
наступлением
Рождества, символизирующим рождение новой жизни.
Рис. 47
Инкапсуляция
Создание оболочки вокруг персонажей рисунка предполагает отгораживание,
необходимость изобразить вокруг них некие границы, чтобы обособиться от
окружающих. Поскольку
человек помещает себя в защ
|
|