|
нее. От страха я убежала
и спря талась. Соседи сказали матери, где я пря чусь. Я была так
напугана>. Пя тилетня я Мишель хотела быть тем ребенком в коля ске и
физически ощущать тепло, которое мать дарила малютке. Того дома,
который ей хотелось бы иметь, она чувствовала, уже для нее не существовало.
Рис. 19
Автор благодарит Лондонскую Королевскую Академию Искусств за разрешение
использовать данный рисунок
Рис. 20
Мы видим целый ряд неотчетливо выраженных барьеров . стены, мебель, другие
вещи . в КРС Фрэнка девя тнадцати лет (Рис. 20). К тому же, все персонажи
рисунка обособленно занимаются своими делами в отдельных помещения х. Это
заставля ет задуматься о том, что, может быть, эти люди, разделенные физически,
также замкнуты и отгорожены друг от друга эмоционально. Родители Фрэнка находя
тся в разводе.
Сестра вышла замуж и перебралась в другое место, а Фрэнку до сих пор
непросто общаться с сестрой. Он живет вместе с матерью и в их
отношения х много сложностей.
Чего не хватает?
Изучите рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных
объектов. Недостающие элементы могут иметь важное значение для
нарисовавшего его человека. Эти элементы могут обозначать или
символизировать то, чего недостает этому человеку в жизни.
На своем КРСП (Рис. 21) Кэтрин, 35-ти лет, нарисовала всех членов
семьи, заня тых своим делом. Отец изображен на работе, он
полицейский; брат рисует на мольберте; мать держит на руках младшую
сестру, а Кэтрин катит ее легкую детскую коля ску. Следует отметить, что
только у матери отсутствуют ступни и руки. По словам Кэтрин, <матери
требовалась опора в жизни. В годы моего детства она была очень
зависимой женщиной. Без отца ей и шагу было не сделать. Она даже не
знала, как подписать чек или управля ть автомобилем. Но после его
смерти она стала очень независимой в свои пя тьдеся т лет. Она вышла замуж
через пя ть
лет и вновь превратилась в зависимую женщину прошлых лет>.
Становится я сно, почему на рисунке матери автором не изображены руки и ноги.
В восприя тии Кэтрин, она ими как будто и не пользовалась.
Рис. 21
Дороти, 52-х лет, изображает на КРС семейный пикник (Рис. 22).
Люди заня ты самыми разными делами . разжигают костер, играют в
мя ч, готовя т еду. На вопрос, где находится отец, она ответила: <Он в
лодке>.
Однако, в лодке мы никого не видим. Выходит, на этом листе его нет, он
отсутствует. Отсутствие человека во многих случая х означает наличие конфликта.
В
случае с Дороти, отец так сильно избил ее в возрасте семи лет, что у нее
возникло
серьезное нарушение слуха. Также, отец угрожал жизни матери, и вообще был
несдержанным как на словах, так и на деле.
Рис. 22
Рисунок-экспромт (Рис. 23), изображающий небо, цветы, два дерева и дом, был
сделан шестилетней Терезой. У дома не хватает двери. Тереза страдала от
лейкемии.
Рис. 23
Она была ребенком с сильно выраженной интро-версией, и временами общаться с ней
было непросто. Дверь означает возможность входа, но Тереза оставалась своего
рода <закрытой дверью>, предпочитая объя сня ться исключительно с помощью
жестов и знаков, хотя вполне могла говорить, если бы захотела.
Что находится в центре?
То, что нарисовано в центре, часто указывает на суть проблемы или
на то, что для этого человека я вля ется важным.
Рис. 24
Мэри, 42-х лет, поместила в центре этого КРС своего мужа, несущего 8-ми
килограммовую банку с медом. Он только что помог жене наполнить медом миску .
красный сосуд на кухонной стойке. Мэри сказала: <Он держит руки так, будто
держит ребенка, и мне не хотелось оставля ть их пустыми, поэтому я вложила ему
в руки банку с медом>.
Как выя снилось, деся ть лет назад Мэри забеременела, но муж решил,
что ей надо сделать аборт. Мэри противилась, но он настаивал.
Наконец, уже придя на операцию, в приемном покое она сказала мужу,
что не сможет этого вы держать, поскольку она чувствует, что они
совершают непростительную ошибку. Муж продолжал настаивать и,
испытывая страх, она сдалась. Сейчас главная проблема Мэри . отказ
мужа взя ть ответственность за аборт на себя . Она чувствует боль
утраты, а муж, как ей кажется , совсем не переживает по этому поводу.
Если бы она знала, что он также страдает из-за их неродившегося
ребенка, она бы не ощущала себя такой одинокой.
На рисунке она находится над мужем и машет рукой, то ли прощая сь с ним, то ли
пытая сь привлечь его внимание. Мы поговорили с ней об этом, и Мэри сказала,
что если бы она остав
|
|