|
которой человек может знать
или не знать, но в любом случае требующей раскрытия .
Рис. 15
Данный КРСП был выполнен Мэрилин, тридцати лет. Это воспоминание о себе в пя
тилетнем возрасте. На рисунке несколько элементов выгля дя т необычно. Тень,
падающая от матери, начинается не у ее ног; солнце у самого левого края рисунка
слишком маленькое и
незаконченное, а у самой Мэрилин вообще нет ни ступней, ни ног.
Наиболее значительным и примечательным из всего этого я вля ются
пенисовидные вилы, которыми отец грузит сено. Женщина выразила в
рисунке чувство страха, которое у нее вызывала проблема половых
контактов, поскольку она испытывала боя знь мужского органа и
чувствовала себя уя звимой. Ее отец никогда не домогался ее, но она
испытала это со стороны другого человека из их района. Она
вспоминает, как отец вытирал полотенцем ее четырехлетнюю и какое
выражение приобретали его глаза, когда он доходил до гениталий. Живя
на ферме, она всегда боя лась отцовских глаз, поскольку они часто
имели то выражение. Она росла, боя сь насилия со стороны отца.
На следующем КРСП (Рис. 16), нарисованном Элис, тридцати лет,
дорожки не ведут к дверя м домов ее соседей. Это очень странно. В
дальнейшем выя снилось, что она больна раком, но не получает никакой
поддержки от соседей, друзей и родственников. <Они не желают
говорить о том, что у меня рак, и не желают слышать об этом от меня >.
Дорожки, нарисованные необычным образом, указывают на
затрудненность доступа к соседя м, друзья м и близким.
Рис. 16
Также непривычно выгля дя т деревья , растущие пря мо на тротуаре. Элис
сказала: <Я осознаю, что ставлю в жизни преграды, чтобы отгородиться от
необходимости завершить начатое. Но тут у меня поя вля ется оправдание,
поскольку на пути находится дерево. Я не могу продолжить свой путь. Хотела бы я
знать: может, рак . это <самое последнее дерево?> По медицинским отчетам на тот
момент, Элис чувствовала себя физически вполне нормально.
Рисунок, сделанный Лоури в возрасте 87 лет (Рис. 17). Он был
известным британским художником и умер в 1976 году. На выставке его
работ я обратил внимание на то, как необычно выгля дит на этом рисунке
складка на пальто мужчины, образующая вдавленность в области груди.
По идее, сила тя готения должна оття гивать пальто к земле, а не
прижимать к телу. Рассматривая другую работу художника, я этой
странности не обнаружил. Во всех других случая х он правильно
изображал складки на одежде. Зная , что он умер за несколько меся цев
до открытия этой выставки, я задал себе вопрос, а не может ли эта
деталь картины, датированной за год до смерти художника, указывать
на наличие проблем в этой части тела, в области сердца. Позже, среди
материалов этой выставки, я обнаружил копию свидетельства о смерти
Лоури. Указанной в нем причиной смерти была сердечная
недостаточность.3
Рис. 17
Барьеры Обратите внимание на то, где на рисунке расположены барьеры. В качестве
таковых может выступать человек, растение, дерево или неодушевленный объект,
например стена, машина, стул или дверь. Становится видно, кто служит кому
преградой в общении, а также, возможно, это позволит обнаружить другие
осознаваемые или бессознательные
преграды, существующие между изображенными на рисунке людьми.
КРС (Рис. 18) нарисован Мари (35 лет). Мужчина, с которым она
живет, читает чертеж дома их мечты, построить который они хотя т. Себя
она изобразила несущей кирпич к фасаду дома. Ее сын нарисован в
крайне правой части рисунка и играет сам по себе. Она отметила в
рисунке два важных момента: то, что строительство дома-мечты превращается в
преграду в ее отношения х с сыном, и что всю работу по строительству выполня ет
она.
Рис. 18
В жизни это действительно так. Кроме этого, следует отметить, что стол и чертеж
отгораживают область гениталий мужчины. По словам Мари, их половые отношения
почти прекратились, а мужчина объя вил ей о том, что он . бисексуал, и у него
новый роман.
На КРСП (Рис. 19) мы видим Мишель в окне дома. Сейчас Мишель 52 года. Дом
служит преградой между нею и остальными членами семьи и символизирует свод всех
норм, по которым, по мнению отца, она должна была жить. Ей хотелось более
близких отношений именно с отцом, но в свободное от работы время он занимался
ремонтом машины
и времени для дочери у него не находилось. Машина и дом служат барьером в
установлении отношений между Мишель и ее отцом. Мать изображена качающей
детскую коля ску. Коля ска и ребенок, в свою очередь, отделя ют Мишель от
матери. В действительности, это так
и было. <Однажды я толкала коля ску>, . рассказывает Мишель, . <Она
<случайно> перевернулась и ребенок выпал из
|
|