Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
 случае не делать окончательных
выводов. Необходимо помнить, что ни один опорный элемент не дает
решающего доказательства того, что же на самом деле происходит в
психике пациента, и что серия рисунков служит намного более
надежным индикатором психологического и соматического состоя ния
пациента, поскольку отдельный рисунок чаще всего служит выражением
психической активности на тот момент, когда он создавался .
Очень трудно расположить опорные элементы в последовательном
поря дке; для этого не существует готовых рецептов и методов. Терапевт
и пациент должны вместе определить <притя жение> определенных
опорных элементов, их внутреннюю <энергию>, и с этого начинать
работу. Чтобы поя снить это, первым в ря ду рассматриваемых опорных
элементов я поставил следующий: <Какое чувство передает рисунок?> .
поскольку он позволя ет терапевту получить собственное впечатление от
рисунка прежде, чем на него окажут влия ние реакции пациента. Я
поместил опорный элемент <цвета> в конец списка из-за
продолжительности его изложения . Остальные опорные элементы я
выстроил по поря дку в соответствии с моим восприя тием их
относительной важности в развитии процесса интерпретации рисунка. Я
готов выслушать предложения по изменению очередности или
добавлению новых опорных элементов к моему списку. То, что я
предлагаю . это только первая версия .
Наконец, прежде чем мы пройдемся по опорным элементам, я хотел
бы привести важную цитату из Юнга, имеющую отношение к анализу
нарисованных сновидений:
<Правда заключается в том, что здесь мы вступаем на абсолютно
новую территорию, и накопление опыта я вля ется первейшим
требованием. По ря ду очень важных причин, я очень опасаюсь
скороспелых выводов. Мы имеем дело с процессом психической жизни
вне пределов сознания , и наши наблюдения имеют косвенный характер.
Пока что мы не знаем, сколь глубоким может быть наше видение>. (Юнг,
1976 CW 16, стр. 51).
Начиная анализ опорных элементов спонтанных рисунков, следует
постоя нно помнить, что мы действительно путешествуем по
неизведанной территории.
Какое чувство передает рисунок?
Картина или рисунок всегда передают настроение. Вместо того
чтобы конкретно оценивать рисунок, очень важно уловить самое первое,
спонтанное впечатление и, если это возможно, постараться выразить
его одним словом, например, <счастье>, <печаль>, <фрустрация >,
<страх>, <несвобода>. Можно также спросить автора, какие чувства
испытывал он, рисуя картину, или что он ощущает, гля дя на рисунок.
Обнаружив расхождение с пациентом в восприя тии рисунка, нельзя
навя зывать ему свое мнение, а следует сосредоточиться на выя снении
сути отношений пациента с рисунком. Анализируя несхожие или
разнообразные мнения , терапевт получает возможность лучше поня ть
чувства пациента.
Спонтанный рисунок (Рис. 12) вызывает ощущение агонии, ужаса,
страха. Кэти, 16-ти лет, нарисовала эту картину через шесть меся цев
после смерти отца. Отец был ей очень близок, и после его смерти она
много раз убегала из дома. Она говорит, что ее никто не любит и
ощущает смерть отца как черную полосу в своей жизни. В ее восприя тии
отец . единственный человек, который ее понимал.
Испуг, страх, ужас . вот те чувства, которые передает рисунок-
экспромт, сделанный Эмми (Рис. 13). Ей 14 лет, она беременна и находится под 
опекой судебных органов, поскольку мать неспособна заботиться о ней, а отец
подвергал ее сексуальному насилию. Хотя для себя она твердо решила сделать 
аборт в ближайшие дни, ее страшит реакция матери на приня тое ею решение.

Рис. 12
В не меньшей степени она боится ответственности, свя занной с необходимостью 
воспитывать ребенка и самостоя тельно обеспечивать его. Социальный работник, 
который опекает ее, говорит, что ее страшат как возможные упреки за то, что она 
родила в таком возрасте, так и перспектива заботиться о ребенке. Эмми 
недвусмысленно передает ощущение страха в этом рисунке.

Рис. 13
Радость, веселье, счастье излучает следующий рисунок. Для Хелен, 57-ми лет, 
Рождество,
несомненно, полно смысла. Когда мы обсуждали ее рисунок, она особо подчеркнула, 
что в ее семье этот праздник отмечается со всем размахом, и не только один день,
 а на протя жении нескольких недель. Это праздничный спонтанный рисунок; он 
полон предвкушения радости.

Рис. 14
Что выгля дит странным?
При интерпретации рисунков полезным правилом будет попытка
выя снить, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выгля дя т
странно. Например, часы с буквами вместо цифр, машина, летя щая в
небе, трехрукий человек, или собака с пя тью ногами. Представление
объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие
специфической проблемной области, о существовани
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-