Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
последующего использования . Сначала . чувственное восприя тие,
интерпретации . потом.
Принцип номер два: аналитик должен стать исследователем.
Бессознательное по-разному подает свой <голос> в разных рисунках и
его проя вление в каждом отдельном рисунке требует беспристрастного
анализа. Методичный обзор опорных элементов я вля ется наилучшим
путем для терапевта, упоря дочивающим и направля ющим его
аналитическую работу, и этот систематический подход может строиться
на ря де объективных реакций терапевта на использованные материалы
и форму рисунка.
Во-первых, стоит обратить внимание, какие материалы
использованы для создания рисунка. Дорогие они или дешевые? Бумага
. хорошего качества или обыкновенная газетная ? Есть ли соответствие
между этими материалами, или они разня тся качеством? Стоит
задуматься , а какое значение эти моменты имеют для клиента?
Обесценивает ли использование дешевых материалов его работу или
выражают его отношение к бессознательному? Или материалы
призваны компенсировать ценность работы?
Во-вторых, следует обратить внимание на размер использованной
бумаги, особенно в отношении к размеру самого рисунка. Если они не
соответствуют друг другу, это может служить указанием на нарушение
душевного равновесия у пациента, и в этом случае терапевту стоит
поразмыслить, а что же стоит за этим отсутствием соразмерности, то
есть, почему рисунок имеет подчеркнуто малые размеры, и не выгля дит
ли он таковым по сравнению с размером использованного листа. На
основании полученной информации, мы можем задаться вопросом о
комплементарной или компенсаторной функции либо интроверсии, либо
экстраверсии. Такие общие наблюдения часто помогают аналитику
составить первоначальное суждение о том, что творится в душе
пациента. В некоторых случая х не менее важным я вля ется
расположение рисунка на бумаге. Горизонтально расположенные
рисунки несут в себе элементы повествования , в то время как
вертикальные можно рассматривать как декларацию. Терапевту следует
поразмыслить, что же хотел его клиент выразить посредством
размещения рисунка на бумаге определенным образом.
Приоритетность опорных элементов рисунка . еще один фактор,
весьма способствующий формированию непредвзя того взгля да
терапевта на рисунок. Можно перечислить лишь несколько из тех, на
которые обращает внимание исследователь. Это цвет, очертания ,
направление движения , размещение, количество повторя ющихся
объектов, а также недостающие элементы. Необя зательно, что все
перечисленное универсально и относится ко всем рисункам, поэтому
исследователь должен разложить рисунок на составля ющие и только
затем приня ть решение, на каких опорных элементах сконцентрировать
внимание.
Третьим принципом, весьма часто вызывающим самые большие
сложности при интерпретации рисунков, я вля ется синтез информации,
полученной на основе изучения отдельных составля ющих, и сведение
этой информации в единое целое.
Терапевту, вооруженному этими тремя принципами и
приступающему к изучению конкретного рисунка, будет легче
идентифицировать сами опорные элементы, а также определить, что он
может с их помощью выя снить. Опорные элементы . не цель, а только
указатели возможного пути; они определя ют направление, обеспечивают
фокус, они только помогают нам. Они всего лишь гибкие аналитические
инструменты, а не жестко заданные рамки руководства.
Некоторые исследователи, работающие с проективными
методиками, создают для себя некие справочники, в которых
приписывают особое значение отдельным символам, размещению
рисунка на бумаге, выбору цвета и другим элементам. Другие авторы
предостерегают об опасностя х, свя занных с применением таких
справочников. Я считаю важным не делать заключительных выводов и
окончательных трактовок символов, композиции и квадрантов, хотя
нахожу полезным для дела наличие общих толкований или оценок,
занимая при этом умеренную позицию. Аналитику не рекомендуется ни
полагаться исключительно на трактовки символов, взя тые из
справочников, ни бросаться в другую крайность, абсолютно отрицая
ценность данного подхода. Цель, которую я преследую в данной книге, .
устранить крайности в отношении к обоим подходам.
Описанные опорные элементы предлагаются здесь в качестве
вспомогательных средств для расшифровки бессознательного
содержания , которое проя вля ется в рисунках. Описание каждого
опорного элемента сопровождается иллюстрация ми. Используя их, мы,
будучи терапевтами, имеем возможность приблизиться к пониманию и
расшифровке рисунка с точки зрения диагностики. Благодаря изучению
опорных элементов, люди, абсолютно не знакомые с анализом рисунков,
могут начать понимать содержания бессознательного, присутствующего
в конкретном рисунке. Опорные элементы . это основы, на которые
можно опираться , но они ни в кое
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-