|
ивидуальность каждой
работы. Рисунки я вля ются результатом субъективного творчества.
Художественные взгля ды, цветовая тональность, пристрастия и
антипатии и т. д. . все это субъективные черты, проя вля ющиеся в
зависимости от индивидуальности человека. Эти черты будут
приниматься во внимание при анализе рисунка, однако наиболее
информативной будет оценка его психологического содержания ,
<чувства>, сообщаемого им.
Рисунки, приведенные в этой главе, были собраны в Соединенных
Штатах, Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Финля ндии, Швеции,
Канаде и Австралии. Все рисунки подразделя ются на две категории .
спонтанные рисунки и рисунки-экспромты, объя снение которых дается
во Введении. Все они были выполнены либо в свободной манере, либо
на заданную тему. Свободная манера дает человеку возможность
изобразить то, что интересно ему самому. Заданные темы могут
различаться , но обычно используются следующие: Кинетический
Рисунок Семьи в Прошлом (КРСП), изображающий автора в пя тилетнем
возрасте и членов семьи, заня тых каждого своим делом, нарисованных,
по возможности, не схематически, или современный Кинетический
Рисунок Семьи (КРС) изображающий, желательно не схематически,
автора и чем-либо занимающихся членов его семьи. Также в книге
приведены несколько рисунков, выполненных на другие темы в
соответствии с определенными задания ми, обусловленными конкретной
ситуацией. Например, один такой рисунок сделал пациент,
подвергающий сомнению свою способность добиваться успеха. Я дал
пациенту задание нарисовать, как он сам срывает я блоко с дерева.
Рисунки могут научить нас очень многому, и, знакомя сь с приведенными
в данной книге иллюстрация ми, мы только начинаем понимать и учиться
интерпретировать тот я зык без слов, которым говорит душа.
Этот способ невербального общения очень помогает в моей
специфической работе с тя жело больными пациентами, а также со
здоровыми детьми и взрослыми. Я стал использовать рисунки для
выя вления проблемных областей у здоровых людей и для оказания
помощи развитию их личности. Таким образом, рисунки в этой книге
служат иллюстрацией к моему опыту общения , как с больными, так и
здоровыми людьми.
Подход к интерпретации рисунка
Впервые приступая к интерпретации рисунка, человек делает это с
опаской потому, что данный метод психологической работы . это путь
первопроходца, на котором его ждет неизвестность и отсутствуют
твердые правила. Неискушенному человеку трудно представить, как
можно <увидеть> то, что <говорит> рисунок. <Слышать> глазами
чрезвычайно трудно, однако именно человек, испытывающий опасения
по поводу интерпретации рисунков, скорее всего, преуспеет в этом деле.
Он не только боится , что не знает чего-то, зачастую он осознает свое
незнание, и в определенном смысле это к лучшему. Знание заложено в
рисунке, к нему надо лишь <прислушаться >. Короче говоря , есть только
одно правило интерпретации рисунков: осознавать свое незнание.
Помня об этом, терапевту, анализирующему рисунки, надлежит
опираться в работе на три принципа.
Принцип номер один: всегда следует запоминать самое первое
впечатление от рисунка. Не нужно сразу приступать к интерпретации,
лучше сосредоточиться на своих первоначальных ощущения х
(Вспомните пример изучения Фрейдом статуи Моисея из первой главы).
Необя зательно делиться своими первыми впечатления ми с пациентом;
аналитику важно определиться в своих ощущения х и, вероя тно, лучше
будет не говорить о них в течение некоторого времени. Например, если
вам в картине видится чудовище, а пациент, напротив, видит ангельское
существо, это может служить показателем, насколько близок терапевт
или далек от понимания действительного состоя ния души пациента, а
также кому из них ближе внутренний, а кому внешний мир. Пациент
может зая вить, что кровожадный дракон (которого он воспринимает как
ангела) на рисунке представля ет его жену. Это может быть весьма
близко к правде бессознательного, и поэтому в данном случае
впечатление аналитика довольно верно, и он близок к бессознательному
миру пациента. Независимо от своих действий, терапевту ни в коем
случае нельзя фиксироваться на определенных заключения х на основе
личных ассоциаций; напротив, он должен способствовать развитию
ассоциаций у пациента, давая , таким образом, выход таинственным и
нея сным подавленным содержания м.
Анализ рисунка не признает поспешности. В своей книге Assessing
Personality Through Tree Drawings (1977, стр. 63), Карен Боландер
советует уподобля ться первобытному человеку, способному
<вчувствоваться > в то, что он воспринимает. Сэр Лоренс ван дер Пост
описывает то, как бушмен часами скрытно выслеживает свою добычу,
как он упорно преследует свою цель, не проя вля я ненужной
поспешности. Первобытный человек отождествля ет себя со своей целью
и устанавливает с ней психический контакт. Схожие отношения следует
устанавливать и с рисунком. Приходя щие на ум конкретные
интерпретации следует отмечать и запоминать, сохраня я для
|
|