Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
прошу поя снений у пациента. Не стоит задавать пря мой
вопрос: <Что это такое?>, лучше попросить пациента: <Расскажи мне
вот об этом>, указывая на объект или узор непоня тной формы. С
некоторыми пациентами можно вести более общее обсуждение,
спрашивая у них о том, что изображено, например, в нижней части
рисунка, или прося рассказать более подробно о том, что происходит в
верхнем левом углу картины.
Я всегда стараюсь не задавать пря мых вопросов, предполагающих
ответы <да> или <нет>, а формулирую их так, чтобы получить более
развернутый ответ, и подбадриваю рассказчика просьбой продолжать
свое повествование. Это подтверждает мой интерес к рисунку, более
того, к различным сторонам личности автора рисунка. Пациенту следует
дать возможность высказаться максимально полно, отвечая на вопрос,
поскольку это позволя ет ему более тесно соприкоснуться с психической
энергией, сконцентрированной вокруг символа, представленного в
рисунке. Движение психической энергии возникает и усиливается при
изображении символов, а также при их обсуждении, акцентировании и
обогащении.
Пациенты изображают определенные символы, присущие их
собственному внутреннему миру. Посредством этих символов они
открывают нам очень личные моменты своего я . Теперь давайте
ознакомимся с некоторыми методиками, которые будут нам полезны в
расшифровке важных посланий, заложенных в рисунках.
Глава IV. Опорные элементы в трактовке рисунка
Диагностические и терапевтические средства
Следуй за ходом рассуждений.
Сократ
Нигде в объемном наследии Юнга не описан системный подход к
расшифровке рисунков, что достойно сожаления , поскольку
интерпретация рисунков имеет сходство с анализом сновидений. Однако
попытки подробно исследовать это сходство не предпринимались.
Сьюзан Бах, чьи цитаты приводились выше, разработала некоторые
рекомендации, а Йоланде Якоби написала одно из первых руководств,
облегчающих задачу интерпретации рисунков.
Описанные в этой главе опорные элементы объединя ют как
представления о ведущих принципах (буквально, <направля ющих
линия х>.. ред.), которыми руководствовались Бах и Якоби, так и более
поздние разработки других специалистов. Вместо термина <ведущий
принцип> я предпочитаю использовать выражение <опорный элемент>,
поскольку это именно то, на чем фокусируется наше внимание в рисунке,
указывая возможной подход к дальнейшей психологической работе с
пациентом. Естественно, нам никогда не следует забывать, что
исключительно по одному лишь опорному элементу нельзя судить о
психологическом состоя нии человека; для этого необходим анализ
сочетаний многих опорных элементов и их характеристик. В этой книге я
говорю только о рисунках, однако, схожие опорные элементы можно
обнаружить в керамике, коллажах, фотомонтажах, скульптуре и других
видах искусства.
По завершении своей работы, авторы рисунков имеют возможность
при желании обсудить их со мной. В большинстве случаев комментарии
либо немногословны, либо их вообще нет. Чаще всего то, что мне
говорилось, было попыткой рационального объя снения и имело мало
отношения к бессознательному содержанию, к более важному
внутреннему смыслу. Это же наблюдается и при анализе сновидений.
Пациент хочет объя снить сон, но рациональное объя снение зачастую
почти не имеет отношения к содержанию бессознательного данного
пациента.
Цель всей этой книги, и в особенности ее части, посвя щенной
подробному анализу опорных элементов в интерпретации приведенных
иллюстраций . помочь аналитикам и терапевтам поближе познакомиться
с диагностическими проективными техниками. Задача непростая ,
поскольку терапевты обладают разным объемом знаний в данной
области. Поэтому спектр рассматриваемых мною опорных элементов
широк; они призваны облегчить работу терапевта, указывая возможные
направления развития аналитического процесса.
Мы уже говорили о развитии комплекса и о его возможных внешних
проя вления х. Мы сознаем, что соприкосновение с любым аспектом
комплекса отражается на всей его структуре. Независимо о того, к какой
части комплекса мы <прикоснулись>, он сам и его сила меня ются . Не
будем упускать из виду эту важную мысль и вернемся к рисункам.
Мы знаем, что их содержание бессознательно, и что оно активирует
психическую энергию. Эта энергия , несомненно, каким-то образом
свя зана с комплексом. Итак, с чего начать работу с рисунком? Не важно,
с чего начать, поскольку все индивидуальные комплексы взаимосвя заны
на каком-то уровне. Мы можем начать с анализа цвета, формы,
размеров, направления движений и т. д.; важно то, что комплекс
невероя тно сложно переплетается со всеми этими атрибутами рисунка.
Терапевт и пациент в первую очередь обращаются к тому, о чем
сообщают символы. Эти сообщения проя вля ются в опорных элементах
рисунков, привлекая внимание терапевта и его клиента. Через опорные
элементы бессознательное указывает путь к исцелению.
Один из главных недостатков проективных методик заключается в
опасности не распознать исключительную ин
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-