|
то в рисунке могут быть выпущены многие важные детали. Опускание
деталей не будет контролироваться пациентом ни бессознательно, ни
сознательно. Это упущение будет результатом наложившегося фактора
окружающей действительности . торопливости больничного персонала
или нетерпеливости взрослого человека, а не воздействием внутренней
реальности пациента. Необходимо, чтобы человек мог рисовать с
обычной для него скоростью. Если пациента торопя т и не дают
закончить рисунок так, как он хотел бы, то терапевту следует
усомниться , . возможен ли анализ такого рисунка. Очень важно
запастись терпением, дать пациенту достаточно времени для
рисования , предварительно дав краткую инструкцию.
Помощь посторонних
Кроме необходимости не торопить рисующего пациента, следует
помнить и о <добровольных помощниках> ребенка . родителя х, братья х
и сестрах, врачах и медсестрах. Я говорю обо всех тех, кто хочет как-то
дополнить рисунок пациента. Возможно, читатель будет удивлен, но,
тем не менее, братья и сестры не выказывают такого желания
вмешаться , какое проя вля ют родители, медсестры или врачи. Рисунок .
это отражение души пациента, и если посторонние будут хвататься за
карандаш и пририсовывать что-то, то правдивого отражения не
получится . Нельзя позволя ть окружающим рисовать на том же рисунке,
сделанном пациентом, или давать советы относительно создания
рисунка.
Полезно иметь под рукой наготове еще один набор карандашей и
планшет с бумагой на тот случай, когда находя щийся ря дом <критик>
начнет давать советы рисующему . что и как рисовать, как строить
композицию, в какие цвета раскрашивать, а затем примется критиковать
рисунок. Поток советов такого псевдохудожника-энтузиаста можно легко
прекратить единственной фразой: <Извините, это ведь его рисунок (т. е.
пациента), и он неплохо справля ется с ним сам. У меня есть еще
карандаши и бумага, и если хотите, можете нарисовать что-нибудь
сами>, и тут же вручить критику запасной планшет.
Обычно члены семьи при этом ретируются , но родители иногда
соглашаются рисовать. Однажды меня растрогала одна из матерей,
которая так увлеклась собственным рисунком, что пациент, закончив
свой, начал приставать к ней с просьбой поторапливаться и не
задерживать их уход.
С врачами и медсестрами следует обращаться точно так же. При
попытке с их стороны дополнить рисунок пациента, им следует
предложить бумагу и карандаши. В большинстве случаев, они
отказываются от них, и больше уже не вмешиваются . Между тем, было
бы интересно привлечь медицинский персонал к рисованию и загля нуть
во внутренний мир этих профессионалов.
Устные инструкции
Необходимые устные инструкции по созданию рисунка-экспромта
должны быть простыми и краткими. Вручая пациенту бумагу и набор
заточенных цветных карандашей, я прошу его нарисовать то, что он
захотел бы сам. Если пациент затрудня ется выбрать тему рисунка, я
предлагаю ему свои варианты. Например, на слова пациента <Я не
знаю, что нарисовать>, я говорю ему: <Ты можешь нарисовать свой дом
или любимое место, а может ты изобразишь то, где ты был, или что
делал. Может, ты расскажешь, что у тебя случалось в жизни за
последнее время ?> Если пациент рассказывает о каком-либо событии, я
задаю ему вопрос: <А что из этого ты мог бы нарисовать?>
Если человека не торопить, он, в конце концов, начнет рисовать, и
может весьма этим увлечься . Очень полезно при этом <чувствовать>
ситуацию, оказывать пациенту поддержку, предлагая свои варианты
темы, но одновременно знать в этом меру. Пациент должен приступить к
делу с привычной для него скоростью. Иногда пациента охватывает
абсолютная растеря нность, он замирает, и в таких случая х есть смысл
задать наводя щий вопрос, например, <А можешь ли ты нарисовать свой
дом или школу?> Однако тут не следует проя вля ть поспешность, а
лучше дать пациенту достаточно времени на обдумывание после того,
как предложили ему что-нибудь нарисовать.
Классификация материала
Собирая рисунки для последующего изучения , необходимо
тщательно классифицировать получаемые сведения , чтобы
интерпретация получилась точной. На обороте рисунка я всегда ставлю
дату и пишу имя и возраст пациента. Если в тот день было сделано
несколько рисунков, я нумерую их по поря дку. Также, я делаю пометку о
поставленной пациенту задаче . Рисунок-экспромт, Рисунок Дерева,
Кинетический Рисунок Семьи в Прошлом (КРСП), Кинетический Рисунок
Семьи (КРС) и т. д., чтобы в последствии не забыть обстоя тельства
рождения сюжета рисунка.
Обычно я делаю это сразу же, получив рисунок от пациента, а затем
с удовольствием рассматриваю его и интересуюсь, не хочет ли пациент
что-нибудь рассказать о рисунке. Я очень внимательно выслушиваю
комментарии и стараюсь, если есть возможность, записать рассказ
пациента на магнитофон. Если использование магнитофона
нежелательно, я сразу же после ухода пациента делаю заметки по
памя ти и записываю услышанные комментарии.
Если мне не удается сразу распознать изображенный предмет или
композицию, я
|
|