Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
ешнего мира.
Практически, бессознательное, видимое в свете работы-экспромта,
может проя виться в рисунках, выполня емых под руководством. Таким
образом, картины и рисунки, выполненные <на заказ>, я вля ются ценным
орудием для проя снения аспектов бессознательного пациента. Как
великие художники, так и любители, которым предлагают определенную
тему, в той или иной степени обя зательно вкладывают в произведение
содержание своего бессознательного. Более подробно данное
утверждение будет рассмотрено в четвертой и шестой главах.
Как уже говорилось выше, способ создания рисунка не имеет
особого значения , поскольку все рисунки открывают дорогу к психике или
содержания м бессознательного конкретного человека. Я не знаю, какой
способ самый лучший, но некоторым я отдаю предпочтение, используя
их в зависимости от пациента и от того, что происходит в его или ее
жизни в данный момент. Делая выбор, я исхожу из собственного опыта,
пристрастий и антипатий, но ни в коем случае не на том основании, что
другой метод создания рисунка не ведет к душе пациента. Короче
говоря , <все дороги ведут в Рим>. Большинство проективных методик
позволя ют получить ценную информацию, и все они равноценны. Выбор
конкретной методики определя ется текущим состоя нием пациента и
тем, какое средство более успешно используется терапевтом и
пациентом. Кроме этого, тем, кто хочет научиться анализировать
рисунки, необходимо сначала помочь в развитии самобытности в
проведении терапии, и только потом они могут приступать к усиленному
изучению академических теорий.
Весьма часто начинающие аналитики пытаются копировать методы
своих учителей. Некоторые стараются представить, какой подход выбрал
бы другой профессионал. Однако, то, что применя ет в работе один
советник, может абсолютно не подходить другому. Древня я китайская
пословица предупреждает: если неправильный человек использует
правильные методы, то правильные методы поведут по неверному пути.
(Юнг, 1967, CW 13, стр. 7). Напротив, на Западе господствует вера в
<правильность> методов независимо от того, кто их применя ет. В
действительности, все зависит от человека и очень мало или вообще
ничего от метода.
Например, мне нравя тся деревья и растения , и они привлекают мое
внимание в рисунке. Меня также интересует, чем занимаются
изображенные персонажи, и я внимательно их разгля дываю. Эти заня тия
дают мне возможность собраться с мысля ми, обдумать вопросы и
выбрать направления работы с пациентом. Напротив, некоторых моих
коллег больше интересуют в рисунке цвет, форма и направление
движения . Они могут уделя ть особое внимание цвету, определя я
степень аномальности его использования . В конце концов, их мнение о
пациенте будет мало отличаться от выводов, сделанных мной, несмотря
на то, что мы начинали работу, исходя из личных склонностей.
Руководствуя сь личным интересом, терапевт в конечном итоге получает
наилучшую информацию. Желая лучше поя снить то, что я имею в виду,
я опя ть вынужден обратиться к словам Юнга:
<Практическая медицина . это искусство, и всегда таковым
я вля лась. Это относится и к практическому анализу. Настоя щее искусство .
это творчество, а творчество превыше всех теорий. Вот почему я говорю
начинающему: <Овладей всеми теоретическими знания ми во всей
возможной полноте, но отложи их в сторону, когда соприкоснешься с
чудом живой души. Решения должны подсказывать не теории, а
собственная творческая индивидуальность>. (Бэйнс, стр. 361).
Глава III. Как собирать рисунки
Принцип и методика
Насыщенность жизни иррациональным научила меня никогда
не отбрасывать что-либо, даже если это противоречит всем
нашим теория м (в лучшем случае, таким недолговечным) или не
получает моментального объя снения . Конечно, это причиня ет
беспокойство и заставля ет сомневаться , правильно ли указывает
направление компас, но на пути к открытию не может быть
чувства безопасности, уверенности и умиротворенности.
К. Г. Юнг
Для того чтобы читать рисунки и понимать их значение, нам в
первую очередь необходимо знать, в каких условия х они создавались.
Это знание необходимо, и это касается пациентов всех возрастов.
Случай с преподавателем, определившим у мальчика наличие глубокой
депрессии и отсутствие душевного равновесия на том основании, что
ребенок нарисовал картину только черным цветом, служит нагля дным
примером необходимости знаний о сопутствующих обстоя тельствах.
Преподаватель, будучи опытным, ответственным и заботливым по
отношению к своим ученикам, незамедлительно проконсультировался со
школьным психологом. Тот начал анализировать жизнь ребенка и его
отношения с друзья ми, церковью, школой и семьей, пытая сь выя снить
причину глубокой депрессии. В конце концов, мальчику задали пря мой
вопрос, почему он нарисовал картинку в черном цвете. Он простодушно
ответил, что нашел в парте только черный мелок, а остальные мелки он
забыл дома! Не желая получать выговор, он промолчал о своей
забывчивости.
Этот пример показывает, что условия , включая выбор доступных
материалов, полученные указания , освещение, обстановку в целом, а
также все остальн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-