Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
 то, как Юнг использовал слово
<предсказание>. Мы легко можем рассматривать рисунки-предсказания
в качестве носителей прогностической информации и дожидаться
последующих событий. Мои коллеги и я постоя нно убеждаемся в
наличии прогностической информации в рисунках тя жело или неизлечимо
больных людей. Аналогично находкам Юнга, мы сталкиваемся со
<значимыми> рисунками, сделанными в критические моменты жизни . в
ранней молодости, в период полового созревания , в среднем возрасте и
в преддверии смерти.
За последние тридцать лет значительно возросло использование
рисунков в качестве достоверного и действенного средства
психологической диагностики. Сейчас мы называем эту область научных
исследований <проективные рисунки> или <проективные методики>.
Некоторые широко известные проективные инструменты перечислены в
книге Clinical Application of Projective Drawings (Хаммер, 1980):
Нарисуйте Человека под Дождем (Арнольд Эбрамс): попытка
извлечь материал для понимания я -концепции в обстоя тельствах,
символизирующих внешние стрессовые условия .
Дом.Дерево.Человек (ДДЧ) (Джон Н. Бак): методика,
разработанная в помощь клиницисту для получения специфической и
общей информации о человеке . его чувствительности, степени
зрелости, приспосабливаемое., работоспособности, степени цельности
личности, а также способности взаимодействия с окружающей
действительностью.
Кинетический Рисунок Семьи (КРС) (Роберт К. Берне и С. Хар-вард
Кауфман): данная методика проя вля ет действия , манеры, символы,
указывающие на первичные нарушения в семье человека. Хотя методика
была разработана для детей, в частности, для детей с расстройствами,
она отлично применима также и к взрослым.
Кинетический Рисунок Семьи в Прошлом (КРСП) (Ферс): рисунок
самого себя в пя тилетнем возрасте и членов семьи, заня тых каждого
своим делом, избегая схематического изображения фигур.
Последовательное наложение восьми модифицированных рисунков
(Леопольд Калигор): данная методика позволя ет проникнуть в самые
глубины психосексуальной идентификации человека.
Рисунок Человека (Карен Макховер): эта методика ставит перед
человеком не только проблему изображения фигуры, но и задачу
ориентироваться в определенной ситуации, приспосабливаться к ней и
выстраивать свою линию поведения .
Эти методики используются консультантами, терапевтами и
аналитиками в их стремления х помогать росту пациента. Некоторые
профессионалы считают, что от рисунков на заданную тему меньше
пользы по сравнению с теми, когда тему выбирает сам пациент. То есть,
просьба <нарисовать что угодно> оставля ет человеку больше простора
для экспрессии, чем подробное задание <нарисовать себя и членов
семьи, заня тых каждого своим делом, избегая изображения статичных
фигур>. Я убедился , что рисунки обоих типов информативны и
проникают в бессознательное их авторов.
Поня в, что внутренний мир и внешний мир отдельного человека
взаимосвя заны, мы можем увидеть, как внутреннее состоя ние
проецируется на окружающий мир, и как внешний мир влия ет на
внутренний. Другими словами, мир сознания и мир бессознательного
переплетены и влия ют друг на друга, и эта взаимосвя зь в разной
степени выражается в рисунках.
Я начал свою работу с рисунками исходя из предпосылки, что только
спонтанные рисунки содержат в себе материал бессознательного. В
ходе дальнейших заня тий по расшифровке рисунков, я обнаружил, что
даже элементы рисунков и темы, заданные терапевтом, позволя ют
соприкоснуться с содержанием бессознательного пациента, и что не
только спонтанные рисунки могут быть средством проя вления
бессознательного. Бессознательное само выстраивает тот уникальный
путь, следуя которому его содержания обнаруживают себя во внешнем
мире. Тренированный глаз способен разгля деть их поя вление и
проследить этот индивидуальный путь, постепенно выя сня я , что же
личное бессознательное хочет <сказать> о личности.
По этому вопросу мое мнение отличается от мнения д-ра Якоби. В
своей книге она описывает спонтанные рисунки как результат
<бессознательного поиска и выбора изобразительных элементов при
сохранении мотива> (Якоби, 1969, стр. 34). Она придерживается точки
зрения , что спонтанные рисунки имеют ценность <только в тех случая х,
когда они я вля ются спонтанными проя вления ми внутренних процессов
или возникающих образов>. Сюзан Бах (1969) также считает, что
<спонтанные рисунки> обнаруживают бессознательные содержания , но
ничего не говорит о возможности использовать рисунки, создание
которых было обусловлено влия нием извне. По определению,
<спонтанный> означает <не имеющий внешних причин или влия ния >.
Если исходить из этого определения , то, как мне кажется , оба указанных
автора отрицают взаимосвя занность внутреннего и окружающего миров.
Применение термина рисунки-экспромты допускает влия ние на рисунок
также и в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-