|
л ей. Тогда она поинтересовалась, как он себя чувствует, но
подросток продолжал молчать. Рисунок я вно не воспринимался
женщиной как достоверное или значимое средство коммуникации. Она
продолжала что-то говорить, и тогда Кит сердито вырвал несколько
страниц из альбома, обмакнул кисть в красную краску и написал слово
<РАССТРОЕН>. Затем он бросил кисть и ушел в палату. Пациент
недвусмысленно выразил свои чувства резкими, крупными, красными
печатными буквами, и это послание персонал уже не мог игнорировать.
Подростку пришлось прибегнуть к письму, чтобы быть поня тым,
поскольку для большинства образованных людей письменный текст
я вля ется более достоверным и ценным источником информации, чем
рисунки.
Когда на следующий день мне сообщили о поведении подростка, я
сразу же попросил показать рисунки. Я обнаружил, что рисунок с лодкой
был нарисован с таким нажимом, что он отпечатался на следующих
страницах.
Рис. 11
Если бы сестра поня ла, что
рисунок с лодкой служит средством
общения , она бы наверня ка обратила внимание на сумрачность Кита,
насколько он грустен, разочарован, насколько он <расстроен> тем, что
попал в больницу, состоя нием своего здоровья и окружающей
действительностью. Только увидев написанное слово <РАССТРОЕН>,
она восприня ла сообщение, заложенное в рисунке, и то, что же хотел
выразить пациент. То, что человек со стороны восприня л бы как сюжет,
полный покоя , на самом деле таковым не я вля лось. Кит очень сильно
нажимал на карандаш, и это показывает, насколько он был рассержен и
выбит из колеи; он нажимал так, будто хотел прорваться наружу, выйти
на свободу! Позже я узнал, что Кит, в конце концов, был переведен в
подростковую палату.
В схожей ситуации девочка шести лет нарисовала, лежа в постели,
хотя уже был полдень, одну из диснеевских зверюшек, одну, покинутую,
всю в слезах. Для терапевта это был не <просто еще один рисунок>, и
она поинтересовалась у девочки . а почему зверек такой заплаканный?
Девочка ответила, что он провинился , теперь остался один и с ним никто
не хочет играть. Терапевт спросила ее: <Чем мы можем ему помочь?>, и
в ответ услышала: <Ничем!>. Терапевт возразила, сказав девочке, что
ей очень жаль зверька, попавшего в безвыходную ситуацию, и
попросила ее подумать о том, как можно помочь одинокому зверьку.
Наконец, они решили нарисовать вокруг других зверюшек и пригласить
зверька поиграть с ними. И вскоре этот диснеевский персонаж
повеселел, обретя компанию и радуя сь вместе с друзья ми.
Позже эта женщина-терапевт узнала от социального работника, что
девочку накануне посетили родители и сказали ей, что смогут навестить
ее не раньше следующих выходных, поскольку они не могли приезжать
за сотню миль ежедневно. Девочке предстоя ло пробыть в одиночестве в
больнице целых пя ть дней. Несомненно, нарисовав одинокого зверька,
она выразила свое чувство покинутости. После общения с терапевтом
девочка встала с постели, нашла себе друзей для игр, и позже видели,
как она весело играет с ними. В данном случае рисунок был восприня т
другим человеком в качестве значимого и достоверного средства
коммуникации и помог этому человеку поня ть и облегчить стрессовую
ситуацию. Сам процесс рисования был целителен и вернул ребенку
веселое настроение.
Наша третья предпосылка, одна из основополагающих для
интерпретации рисунков, заключается в том, что разум и тело, душа и
сома от природы взаимосвя заны. Эта свя зь обеспечивает их постоя нное
общение и взаимодействие. Чтобы внести я сность, мы говорим о душе и
соме как о самостоя тельных объектах, в то время как в
действительности они я вля ются двумя частя ми цельной личности.
Находя сь как бы в браке, душа и сома я вля ются участниками
постоя нного процесса поиска равновесия в рамках отдельной личности.
Иногда в сновидения х и рисунках можно обнаружить некоторые
элементы будущего . что предстоит душе или соме, или им в
совокупности. Эти элементы позволя ют разгля деть события , которые
произойдут во внутреннем или окружающем мире. Благодаря этому,
рисунки такого типа могут подсказывать решение сложных проблем. При
работе с тя жело больными людьми, такие рисунки могут быть полезны,
чтобы помочь пациенту проделать тот путь, на который он уже вступил.
Однако, при работе с рисунками или снами, дающими возможность
увидеть перспективу, необходимо помнить об оговорках, которые делал
Юнг в отношении пророческих возможностей сновидений:
<Ошибочно называть их [сны] пророческими, поскольку в основе
своей они не более пророческие, чем медицинский диагноз или прогноз
погоды. Они просто я вля ются ожидаемой комбинацией возможностей, которая
может действительно совпасть с реальным положением вещей, но
необя зательно совпадет во всех деталя х. Лишь в последнем случае мы
можем говорить о <пророчестве>. (Юнг, 1978, CW 8, стр. 255).
Для нас имеет важное значени
|
|