Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка Исцеление через искусство
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
 не только умом,
но также и сердцем, и действовать на основании полученного наставления >.
(Хардинг, 1961, стр. 17).
Произведения искусства и спонтанные рисунки
Следует определить разницу между спонтанными рисунками и
произведения ми искусства, создаваемыми великими мастерами.
Содержание и тех, и других имеет источником близкие области
бессознательного. Спонтанные рисунки содержат примитивный, сырой
материал, извлеченный непосредственно из бессознательного, нечто
неразвитое, но, тем не менее, наполненное бессознательным
содержанием, тесно соединенным с комплексами данного человека.
Вполне возможно, таким путем могут родиться и настоя щие шедевры.
Однако, художники, создающие произведения искусства, используют как
сознательную, так и бессознательную области своего творческого
потенциала и заключенный в них мир противоположностей.
Для художника шедевр я вля ется кульминационным моментом
сознательного и бессознательного развития , итогом многих лет
наблюдения и изучения художественной техники; сплавом накопленного
личного опыта, который сознание может помнить или нет, врожденной
психологии самого художника, а также его свя зи с коллективным
бессознательным. Таким образом, шедевр я вля ется проя влением не
только души отдельной личности, но в глубоко бессознательном плане
он выступает от лица коллективной психики.
Как художника, так и пациента к созданию спонтанных рисунков
может подталкивать внутрення я потребность. Чем бы занимались
Микеландже-ло, Пикассо или Дали, если бы им запретили рисовать?
Возможно, обществу пришлось бы определить их в лечебное заведение.
Художникам необходимо рисовать; они не могут не заниматься
творчеством. В отношении других людей ситуация ничем не отличается :
немногие могут удержаться , чтобы не рисовать что-либо машинально,
сидя на совещании, ведя долгий телефонный разговор и т. д. Художник
чувствует внутри себя непреодолимую потребность творить, и его
произведения несут черты индивидуальной психологии художника.
В то время как для художника представля ют интерес эстетический и
технический аспекты, а также эмоциональное восприя тие рисунка или
картины, для спонтанных рисунков играет роль только тональность
восприя тия , а все остальное несущественно, поскольку ценность
рисунков заключается в самовыражении психики как таковой.
Естественно, у создаваемых нами спонтанных рисунков выражена в
большей степени эмоциональная окраска, поскольку эстетические
соображения менее важны, чем сила активированных элементов
бессознательного.
Интересно, что, когда профессиональные художники создают
спонтанные рисунки, то зачастую они осознают ток положительных
внутренних ощущений, сопровождающих их работу. Они как бы
проя вля ют ту свободу, которую не испытывали годами, или в них как бы
просыпаются воспоминания об использовании средств,
ассоциирующихся с прия тными чувствами, испытанными годы назад.
Весьма интересно, что спонтанные рисунки художников выгля дя т
неуклюже и по-детски, можно сказать, примитивно, и очень напоминают
рисунки непрофессионалов. Любой рисунок имеет очистительное
воздействие, и именно катарсис позволя ет символу перемещать
внутреннюю психическую энергию и инициировать процесс излечения .
Когда рисунки рождаются из бессознательного, они несут огромный
объем психической информации. Рисунок позволя ет нам проследить
<путешествие> души и определить ее состоя ние в момент создания
рисунка. Смысл заключается не в том, чтобы достоверно расшифровать
то, что заключено в рисунке, чтобы предсказать будущее автора, а
скорее в том, чтобы четко сформулировать вопросы о том, что сообщает
этот рисунок. Заложенное в нем послание раскрывает бессознательное
и его энергию. Если мы хотим прислушаться к бессознательному, нам
следует осмыслить его информацию и сообщения , способствуя , таким
образом, развитию сознания личности.
Глава II. Предпосылки арттерапии
Человеку так же трудно взгля нуть на самого себя , как посмотреть
назад, не поворачивая сь при этом.
Торо
Если мы хотам познать самих себя , нам надлежит довести до
сознания то, что погружено в наше бессознательное. Наши
неосознанные идеи я вля ются нам в сновидения х, картинах и рисунках,
говоря с нами особым я зыком символов. Систематический анализ
рисунков, имеющий много общего с анализом сновидений, способствует
лучшему пониманию и глубинному осознаванию этих посланий из
бессознательного. Не только сновидения и их изображение в рисунках
способствуют нашему личностному росту, но также запечатленные в
рисунках фантазии и грезы, поя вля ющиеся при пробуждении, проя вля ют
состоя ния различных частей цельной личности, ума и тела отдельного
человека. Использование рисунков, сновидений, фантазий, активного
воображения или комбинации этих форм символической коммуникации
расширя ет самопознание. Посредством аналитической интерпретации
этих проя влений мы учимся распознавать
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-