|
Предисловие
выполнено обоими Мастерами (рис. 1). Так для меня открылся мир дзэнской
каллиграфии и живописи.
Вы можете почувствовать силу, исходящую от надписи, созерцая ее некоторое
время и рассматривая фотографию (рис. 2), на которой ее авторы стоят на берегу
священного озера.
Рис. 2. Мастера дзэн
Вы можете почувствовать, как из неподвижности тишины, спокойствия и
сосредоточия, в котором пребывают Мастера дзэн, возникает сильное переживание —
осознание бесконечности мироздания, его красоты, гармонии. Вы ощутите поток
добра, любви и сострадания, окутывающего и охраняющего, подобно легкой дымке
тумана над священным озером.
Желтые листья тихо уснули
В зеркале тонкого льда на пруду.
Незаметно пришла зима
в Сад Камней у подножия Фудзи.
13
Арт-терапия
Эти строки родились у меня после созерцания этой фотографии.
Последующие «случайные» события находили меня в разных странах — в Египте,
Индии, Германии, Италии, Швеции и, конечно, в России. Каждое из них привносило
в метод свой вклад, поэтому наиболее интересные из них будут описаны в
последующих главах и помогут вам лучше прочувствовать и освоить метод.
В завершении предисловия я кратко опишу тот путь, который может пройти
человек, практикующий этот метод.
Редко у кого стремление к духовному миру и поиску смысла жизни проявляется в
раннем возрасте. Обычно накопленный сознанием опыт не сразу прорывает завесу,
отделяющую повседневные проблемы и заботы личности о выживании, удовольствиях и
самоутверждении от мудрости, свойственной нашей сущности. С этого момента
жизненная активность человека во многом определяется поиском ответов на
постоянно звучащие вопросы о тайнах бытия, жизни и смерти, о Боге, о своем
предназначении в этом мире. Изучая различные философские и религиозные системы
и приводя в соответствие с ними свою жизнь, человек начинает понимать
парадоксальное высказывание мистиков: «Бог станет человеком, чтобы человек мог
стать Богом» [3, с. 102].
Углубляясь в практику, искатель наблюдает в себе пробуждение удивительных сил
и творческих способностей.
Он избавляется от комплекса неполноценности, в нем начинает жить радость от
осознанного переживания своей необходимости для мирового творческого процесса и
от участия в нем. Открывается видение мира как зеркала, в котором отражается
«я», и переживание «я» как отражение мира, наполненного красотой и чудом
волшебной
14
Предисловие
игры Абсолюта в непрерывном ряду объектов и субъектов феноменального и
ноуменального миров, разделенных лишь возможностями нашего восприятия — видения.
Мастер дзэн говорит об этом видении: «Находясь в сатори (состояние
переживания), вы способны обнаружить великолепный дворец из драгоценных камней
на одной травинке, но если вы не находитесь в сатори, то простая травинка
скроет от вас великолепный дворец» [4, с. 143]. Сатори рождает чувства
глубокого удивления и восторга, возвращающие человеку целостность и
непосредственность детского восприятия мира, без которого невозможно «войти в
Царствие Небесное». «Иисус увидел грудных детей и сказал своим ученикам: „Эти
грудные дети подобны тем, которые войдут в Царство Небесное"» [5, с. 253].
Евангелие от Фомы начинается словами Иисуса, возможно, касающимися этого
состояния (сатори): «Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока
не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет
удивлен, и он будет царствовать над всем» [5, с. 250].
Чувство удивления обладает великой силой трансформации. «Есть два источника,
из которых возрастает, развивается и завершается человеческий дух. Один
источник — это удивление (изумление), другой — страдание... Жизненные импульсы,
даваемые удивлением и страданием, имеют нечто общее: служить освобождению и
избавлению (спасению), которое человек везде и всегда вымаливает у своих богов.
Но, возможно, ему лучше было бы однажды понять, что смысл его жизни,
протекающей в удивлении и страдании, должен быть скорее тем смыслом, что
освобождает заключенное в нем божественное начало» [6, с. 32].
В нашей жизни достаточно страдания, поэтому в этой книге я хотел бы
познакомить читателя с медитативным методом, позволяющим развить в себе
способность удив-
15
Арт-терапия
ляться и использовать это удивление в качестве инструмента духовного роста.
Медитация удивление «...открывает уму человека величайшую тайну,
присутствующую ежедневно и ежечасно; она расширяет сердце, так что оно может
ощущать вечность времени и бесконечность пространства в каждой пульсации; она
делает нашу жизнь в мире похожей на райскую. И все эти духовные деяния
|
|