|
жизнь благодаря этой «случайности». Хотя сейчас удивление дополняется
пониманием явления медитативной графики и способов ее использования в процессе
гармонизации и самопознания человека. Теперь можно ответить на вопрос: «Кто был
изображен на моем
9
Арт-терапия
первом рисунке, а также откуда появляются персонажи и сюжеты в подобных
рисунках других людей?»
Ответ на этот вопрос читатель найдет в последующих главах. Поиск объяснений
явления медитативного рисования потребовал длительной медитативной и
аналитической работы как моей, так и специалистов Международной организации
трансформации и развития сознания, пригласивших меня в 1991 г. на конференцию в
Венгрию. Эта поездка открыла череду «случайных встреч» с духовными Учителями
различных религиозных традиций. Каждая новая встреча предварялась испытаниями,
похожими на мистериальные инициации древности, которые проходили адепты
эзотерических (тайных) школ. Так, чтобы попасть на Венгерскую конференцию, я
набрал необходимую сумму денег на авиабилет, но при этом исчерпал свои
финансовые возможности. По стечению обстоятельств я прилетел в Будапешт за 6
дней до начала конференции и оказался в чужой стране без средств к
существованию, уподобившись странствующему аскету. Эта ситуация стала хорошей
школой жизни. Впервые л увидел жизнь глазами человека без дома, семьи,
пропитания и знания языка. Длительные дневные прогулки на пустой желудок,
бессонные ночи на вокзалах и скамейках в скверах сделали эти дни непрерывной
медитацией. Я как бы вышел из обычного течения реки жизни и приподнялся над ней.
Так, наверное, воспринимает величие океана летучая рыба, когда выпрыгивает из
воды и парит в стихии воздуха, созерцая в морской пучине своих соплеменниц. Она
видит и представителей отличной от нее формы жизни и иного сознания — птиц,
парящих рядом и имеющих другие жизненные цели. Возвращаясь в родные глубины,
она несет частицу этого волшебного переживания, которое заставляет ее вновь и
вновь подниматься к поверхности и взлетать, чтобы обрести прекрасное чув-
10
Предисловие
ство свободы полета. Так было и со мной. Тогда я пережил на своем опыте глубину
и мудрость одного старого дзэнского афоризма.
Когда Мастера дзэн спросили, что же такое жизнь в состоянии дзэн, он
ответил: «Когда я голоден, то ем, когда я устал — сплю». Я бродил по
романтическим старинным улицам одного из красивейших городов Европы — Будапешта,
и благодаря особенностям моего «аскетического» бытия восприимчивость к
происходящему в окружающем мире (видимом и невидимом) обострилась чрезвычайно.
Своим внутренним зрением я воспринимал информацию, на протяжении столетий
накопившуюся в стенах древних замков и дворцов. Так появилось ощущение
одновременного присутствия в разных исторических эпохах. Разнообразие костюмов
людей, темпа жизни — все эти переживания как бы растворяли мое присутствие в
современном мире и делали «человеком-невидимкой». Особенно сильно это ощущалось
ночью, когда город засыпал и я поднимался на крепостную стену старинного замка,
возвышающегося над городом и отделенного от него излучиной серебрящегося в
лунном свете Дуная. Я вглядывался в ночной город, в башни со шпилями и думал о
том, сколько поколений людей рождалось в этих домах-старожилах под черепичными
крышами, проживало свою жизнь и умирало, так и не получив ответа на вопрос:
«Зачем они пришли в этот удивительный мир, наполненный радостью и страданием?»
Вслушиваясь в звуки ночи, я чувствовал, что встал на путь, отличный от того,
по которому я шел до сей поры. Наверное, эта ночь была поворотным моментом,
определившим устремления моей дальнейшей жизни как поиска ответов на эти ночные
вопросы.
На следующий день произошла «случайная» встреча с Папой Римским, прибывшим в
Будапешт с публичной
11
Арт-терапия
проповедью. Она стала символическим подтверждением правильности выбранного пути.
Подготовившись таким образом к конференции, я провел на ней несколько
семинаров для специалистов в области психологии, йоги, парапсихологии из 16
стран. Наверное, я донес до слушателей сущность метода, поскольку спустя
некоторое время стал получать письма с благодарностью из Америки, Швейцарии,
Германии и даже из Шри Ланки. В дальнейшем я неоднократно участвовал в
различных конференциях этой организации, ставшей для меня
Рис. 1. Каллиграфия
серьезной и интересной школой. Всегда, когда я чувствовал, что останавливаюсь в
своем движении, я получал необходимую помощь от своих Учителей. Так, однажды я
получил от настоятеля дзэнского монастыря в Японии Когетсу Тани Роши и
настоятеля монастыря в Америке Эйдо Таи Шимано Роши мантру (некий аналог
молитвы в христианстве, при ее правильном произнесении происходит настройка
внутреннего мира человекамикрокосмоса на состояние гармонии, резонанса с
макрокосмосом-Вселенной), с которой должен был работать. Ее изображение в виде
замечательной каллиграфической надписи
12
|
|