|
пошел на прогулку и забрел в общественный сад. Сторож: в саду, решив узнать,
кто бродит так поздно по саду, грозно спросил: «Кто ты? Откуда и зачем пришел
сюда?» Услышав обращенный к нему вопрос, Шопенгауэр засмеялся и сказал: «Вы
задаете очень трудный вопрос, мой друг. Всю свою жизнь я задавал его себе: «Кто
я, откуда я пришел и почему? И теперь вы тоже спрашиваете об этом у меня.
Неужели вы думаете, что я смогу дать вам ответ?» Сторож: был полностью убежден,
что бродяга сумасшедший, так как он не знал ни того, откуда он пришел, ни
почему и зачем, да и вообще, кто он. Но разве мы знаем?
Бхагаван Шри Раджнеш
У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как.
Фридрих Ницше
Основа успешной практики нашего метода — необходимость следовать примеру
Шопенгауэра и ежедневно задавать себе эти вечные вопросы: «Кто я, откуда и куда
иду?» И если вы задаете его искренне, то сам этот факт является источником
информационного возбуждения Бытия. Откликом будет тут же рождающийся в нем
ответ. Это подобно тому, как если бы вы бросали в пруд камень-вопрос.
Расходящиеся круги на воде подобны ответу, который вернется к берегу в виде
волны. Но сила волны ослабеет по мере приближения к берегу, и поэтому требуется
чрезвычайная внимательность, чтобы увидеть ее, т. е. услышать ответ. Тем более
что формы ответа многообразны. Это может быть «случайно» взятая в руки книга,
отрывок фразы, услышанный на улице, встреча с интересным собеседником,
медитативное переживание, привносящее новое качество в состояние вашего бытия,
и т. д. Так, однажды к великому суфийскому Учителю Баха ад-Дину пришел человек.
Он попросил Учителя разрешить его проблемы и направить его по Пути Учения. Баха
ад-Дин велел ему прекратить всякую духовную практику и тотчас удалиться. Гость
начал спорить с Учителем. «Сейчас вы убедитесь в моей правоте», — сказал мудрец.
В то же мгновение в комнату влетела птица и в страхе начала бросаться на стены,
не в состоянии найти выхода. Баха ад-Дин внимательно наблюдал за ней, пока
51
Арт-терапия
птица не успокоилась и не оказалась сидящей около открытого окна. В этот момент
он резко хлопнул в ладоши. Испугавшись, птица вылетела прямо в открытое окно и
оказалась на свободе. Учитель, улыбнувшись, спросил гостя: не думает ли он, что
для птицы его хлопок был подобен неожиданному оскорблению? Иногда ответ бывает
прямо противоположен тому, который мы подсознательно ожидаем и очень хотели бы
получить.
Эта глава начинается с описания медитации — одного из ответов Бытия.
В глубине недр земли клокотал огненный жар магмы. Ее раскаленные потоки
устремлялись вверх и, достигнув океанского дна, рождали ревущие реки кипящей
воды, несущие к поверхности океана мириады разнообразных, волшебно красивых и
живых пузырьков воздуха. Пролетая сквозь толщу воды, пузырьки оживляли ее,
питая собой растения, животных и рыб. Преодолев поверхность океана, воздушные
пузырьки попадали в родную стихию атмосферы, и каждый из них в зависимости от
желания и энергии либо присоединялся к могучему ветру, наполнявшему силой
движения паруса кораблей, либо превращался в густой туман, и тогда корабли,
теряя в нем видимость, налетали на скалы и гибли. В некоторых пузырьках
находила прибежище чудесная радуга. Были среди них и такие, которые чувствовали
сильную связь с породившей их землей. Движимые любовью и состраданием, они
возвращались вниз долгожданным дождем, орошающим знойные пески пустыни и дающим
живительную влагу золотым хлебам. Самые энергичные пузырьки-романтики
устремлялись ввысь, в небеса, становясь прекрасными белыми облаками. Чем выше,
тем меньше их становилось, и на очень большой высоте, где стихия воздушного
океана граничит с космосом, они претерпевали сказочное превращение,
52
Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и куда идешь?
объединялись в столь необходимый для сохранения всего живого на планете щит
озонового слоя. Затем, выполнив свой последний долг перед Землей, пузырьки
улетали в глубины космоса вместе с потоками звездных энергий.
Их ждали новые миры Беспредельности...
У всякого метода есть свое философское обоснование. В нашем случае таким
стержнем является философия китайского мудреца Лао-цзы, жившего в конце VII в.
до н. э., легендарного основателя даосизма. Свое учение он изложил в одной из
величайших книг откровений в истории человечества «Дао Дэ Цзине» («Книга о Пути
и его Проявлениях»). Лао-цзы был просветленным Мастером, который получил ответы
от Бытия, не задавая вопросов. Согласно легенде, он был рожден без участия отца
от солнечной энергии, накопившейся в пятицветной жемчужине и проглоченной его
матерью, которая вынашивала его 81 год. Поэтому он был рожден старым и мудрым,
и его имя переводится как «старый ребенок». По легенде, он, прожив 200 лет,
решил оставить людей и верхом на черном быке отправился на запад. Но страж
границы не разрешал ему покинуть страну, пока тот не оставит квинтэссенцию
своей мудрости в виде книги. Что он и сделал, оставив нам ответы на вечные
вопросы в форме философской поэзии. Такая форма выбрана не случайно, поскольку
за счет многосмыслового символизма восприятие Истины становится оккультным, т.
е. сокровенным, действием. Можно прочитать стихотворение, но не услышать ответа.
Слышание и понимание возникают в момент духовной готовности читателя
воспользоваться ключом своего сознания, открывающим кладовую тайного знания
Лао-цзы. Ибо «знание есть сила», и какое применение найдет она в руках человека,
|
|