Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Биркхойзер-Оэри Сибилл - "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
е. свою аниму. Образ тигра символизирует доминирующее стремление к власти, а 
образ голодного волка — сексуальное влечение.
Сестрица уберегала братца от превращения в этих зверей, так должна действовать 
позитивная анима мужчины, его душа, защищающая его от всех опасностей, таящихся 
в его психике. Благодаря своей аниме мужчина вступает в контакт со своей 
глубинной сущностью. Сестрица сказала братцу об опасности, которая скрывалась в 
родниковой воде, посоветовала ни в коем случае не пить воду, но тот больше не 
мог справляться со своей жаждой.
Олененок (а в некоторых версиях сказки—дикий козленок) представляет собой 
"невинное" животное, но вместе с тем символизирует характерную черту 
бессознательного — постоянную реакцию избегания. Если сестрица не может 
удержать братца, тот, став олененком, убегает от своей анимы и носится по лесу, 
т. е. в своем бессознательном. Как только братец под воздействием колдуньи 
потерял человеческий облик, с тех пор он оказался привязан к Природе-Матери. 
Прежняя естественная связь двух противоположных начал оказалась под угрозой, 
поэтому ее нужно заменить искусственной. В обличье олененка братец воплощает 
тип мужчины, который при любой опасности избегает выражения своих чувств и 
таким образом теряет свою душу.
Когда в лесу начинается охота, сестрица должна разрешить братцу в ней 
участвовать, несмотря на риск его потерять. Как впоследствии оказывается, для 
них обоих все заканчивается хорошо; олененок участвует в охоте; иначе говоря, 
его инстинкты получают возможность свободно развиваться, так как это была 
единственная возможность войти в контакт с оказавшимся неподалеку королем.
Образ короля символизирует доминирующее "духовное" содержание коллективной 
психики53. В далеком прошлом король даже считался божественной фигурой. В его 
владениях воплощена его личность, его дух. Он символизирует мужское начало, 
которое, однако, не обладает целостностью, так как не имеет комплементарной 
феминной составляющей. Однако опасность, исходящая от ужасной мачехи и злой 
сводной сестры, еще сохраняется, в особенности когда сама королева стала 
матерью, ибо материнство было главной проблемой ее семьи. Место королевы заняла 
ее одноглазая сводная сестра; иначе говоря, в мире преобладает односторонний 
взгляд, который не может адекватно воспринимать парадоксальную природу 
двуликого Януса.
53 См.: Mysterium Coniunctionis // CW 14. Part 4, "Rex and Regina".
Злая ведьма погубила королеву, заперев ее в горячей ванне, что ассоциируется с 
эмоциональным взрывом человека, переполненным "жгучими" страстями. Королева 
оказалась в одиночестве и сгорела, переполненная эмоциональной энергией, т. е. 
бессознательное является не только источником энергии, но и источником 
опасности.
Казалось бы, теперь темная мать явно одержала победу, ибо разрушила позитивный 
аспект материнского начала, который символизирует образ королевы. Но довольно 
странно, что королева продолжала жить как привидение, приняв совершенно 
бесплотную форму, и обеспечивала материнскую защиту своему ребенку. Душа доброй 
матери находилась слишком близко, чтобы о ней можно было забыть; под покровом 
ночного мрака чувства тайно возвращали ее обратно.
Как мой сыночек? Как олененок мой? Приду я однажды и не вернусь домой.
Хотя король ее видел, сначала он не рискнул заговорить с ней: настолько мужское 
сознание было ослеплено навязчивым образом, порожденным материнским 
бессознательным. Разговора не было вплоть до последней ночи; когда королю стала 
грозить опасность навсегда потерять свои лучшие чувства — только тогда он 
вернулся к жизни и к реальности. Злых персонажей постигла та судьба, которую 
они хотели уготовить другим. Сводную сестру сожрали голодные звери, а мачеха 
сгорела на костре; в результате братец снова обрел человеческий облик. Так 
эмоции вызвали возвращение сознания маскулинной части противоположностей 
брат-сестра.
Главная тема этой сказки — союз между братом и сестрой, символический смысл 
которого — стремление к целостности. Это единственная возможность преодолеть 
разрушительное воздействие бессознательного.

6. ОГНЕННАЯ МАТЬ

В сказках, которые мы обсудим в этой главе ("Барабанщик", "Фрау Труда", 
"Птица-Найденыш" и русская народная сказка "Терешечка"54), речь в основном идет 
о победе над ужасной матерью.
Погружение в "мир матерей"55 — это подлинное переживание, которое по большей 
части свойственно второй половине жизни человека; в среднем возрасте наше 
целостное отношение к жизни меняется, так как Эго теряет ощущение абсолютной 
силы и в какой-то степени своей идентичности с телом. Молодые люди своей 
первоочередной задачей считают развитие своего Эго. Бессознательное все равно 
будет оказывать влияние на их жизнь, но, как правило, подспудно, неявным 
образом. Субъективная зависимость от бессознательного ощущается лишь косвенно, 
через проекции, т. е. через тех людей и те предметы, которые привлекают или 
отталкивают человека, но в любом случае вызывают у него сильные эмоции, 
являются составной частью его жизни.
54 В оригинале книги эта сказка названа "Ivan and the Witch", т. е. "Иван и 
ведьма". {Прим. пер.)
55 Выражение "мир матерей" заимствовано автором из "Фауста" Гете. Во второй 
части трагедии в этот мир погружались Фауст и Мефистофель. {Прим. пер.)
Архетип матери является источником проекций в человеческой психике. В первую 
очередь на окружающих людей проецируются основные ценности анимы или ани-муса. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-