|
— Я подожду, пока мы придем к другому роднику, и тогда я
напьюсь, чтобы ты мне ни говорила: мне очень хочется пить.
Пришли они к третьему роднику. Услыхала сестрица, как он, журча, говорил:
— Кто из меня напьется, тот оленем обернется!
Сестрица сказала тогда:
— Братец, не пей, ты, пожалуйста, воды из этого родника, а не то оленем
обернешься и в лес от меня убежишь.
Но братец стал у ручья на колени, напился воды и вмиг превратился в молодого
оленя. Заплакала сестрица над своим бедным заколдованным братцем, и олененок
тоже заплакал. И тогда сказала девочка:
— Успокойся, мой милый олененок, я тебя никогда не оставлю.
Она сняла свою золотую повязку, надела ее шею олененку, нарвала осоки и сплела
из нее мягкую веревку. Она привязала олененка за веревку и пошла с ним в самую
чащу лесную. Шли они долго и, наконец, пришли к маленькой пустой избушке, в
которой решили поселиться.
Случилось так, что в ту пору затеял король в лесу большую охоту. Олененок об
этом узнал, и захотелось ему побывать на охоте. Три дня охотники тщетно
гонялись за красивым олененком с золотой повязкой на шее. Но к вечеру олененок
всегда возвращался в избушку к сестрице. Проследив за ним, король узнал об
избушке, в которой жила красивая девушка. Наутро он сам отправился к ней и
поразился ее несказанной красоте.
Посадил король девушку на коня и привез ее в свой замок. Там отпраздновали они
свадьбу. Стала теперь сестрица королевой, и жили они счастливо долгие годы, а
олененка холили и кормили, а он прыгал по королевскому саду.
Когда злая мачеха услыхала, что счастливы братец и сестрица и что живется им
так хорошо, в сердце у нее зашевелилась злоба, и она думала только о том, как
накликать на них беду.
Прошел срок, и родила королева прекрасного мальчика; а в ту пору король был как
раз на охоте. Старая ведьма приняла вид королевской служанки и вошла в комнату,
где лежала королева и говорит ей:
— Королева, идите купаться, ванна уже готова. Идите скорей, а то вода остынет.
Ведьмина дочь была тут же рядом; отнесли они ослабевшую королеву в ванную
комнату, опустили в ванну, заперли дверь на ключ, а сами убежали. Но они
развели в ванной такой адский огонь, что молодая красавица-королева должна была
вот-вот задохнуться.
Сделав это, старуха надела на дочку чепец и уложила ее в постель вместо
королевы. Король вернулся назад, не зная о том, что в постели лежит самозванная
королева.
Наступила полночь, и все уже спали; и вот увидела нянька, сидевшая у детской
колыбели, как открылись двери и в комнату вошла настоящая королева. Она взяла
на руки из колыбели ребенка и стала кормить его грудью. Но не забыла и про
козлика, заглянула в угол, где он лежал, и погладила его по спине. Так являлась
она много ночей подряд, но при этом ни разу не обмолвилась ни единым словом.
Нянька пришла к королю и все ему рассказала. На следующую ночь король сам
остался сторожить ребенка. Он пришел вечером в детскую, а полночь опять явилась
королева и, как всегда, ухаживала за ребенком, а потом снова ушла. Король не
осмелился заговорить с нею, но на следующую ночь он не мог удержаться и сказал:
"Значит, ты моя милая жена!"
И в тот же миг по милости Божией она ожила и стала вновь здоровой, румяной и
свежей, как прежде. Она рассказала королю о злодействе, которое совершили над
ней злая ведьма вместе со своей дочкой. Тогда король повелел завести ведь-мину
дочь в лес, где ее разорвали дикие звери, а ведьму возвели на костер, и она
погибла лютой смертью. И когда остался от нее только один пепел, олененок снова
обернулся человеком, и сестрица и братец стали снова счастливо жить вместе.
Интересная особенность этой сказки состоит в том, что связь между братцем и
сестрицей продолжается даже после того, как сестрица выходит замуж за короля.
На протяжении всего сказочного повествования остается актуальной и тема
преследования со стороны злой мачехи. Ее можно рассматривать как воплощение
темной материнской анимы братца, символизирующей разрушительную тенденцию
бессознательного и постоянно угрожающей братцу. Тогда образ сестрицы
символизирует помогающую часть его анимы.
После побега от мачехи братец и сестрица впервые столкнулись с серьезной
опасностью, когда братца одолела жажда и он хотел напиться из родника, а ведьма
тайно им препятствовала, наложив заклятие на все лесные родники. Она отравила
живительную влагу. Как только братец собрался попить воды, т. е. в тот момент,
когда он захотел найти связь с жизнью, он потерял человеческий облик. Злая
мачеха, которая имеет власть над всеми лесными ручьями,— это Земная Мать,
разрушающая человеческое сознание.
Братец превратился в животное, т. е. перешел на уровень бессознательной
инстинктивности. Если бы ведьме удалось превратить его в тигра, он разорвал бы
на куски свою сестрицу-аниму, а превратившись в волка, он просто сожрал бы ее.
Иногда такая регрессия может на время стать необходимой. Если бы мы были
уверены в счастливом конце сказки, то смирились бы с необходимостью временной
регрессии, учитывая убежденность сестрицы в том, что колдовские чары ведьмы не
слишком сильны. Хотя она — только падчерица ведьмы, но она тоже женщина, а
потому имеет с мачехой общую характерную черту — идентичность с природой,
которая в сказке выражается в ее способности понимать язык журчащих родников.
Мы уже отмечали, что женщина и мужская анима гораздо ближе к архетипу матери,
чем мужчина, точнее говоря, чем его сознание. Это очевидно. Оказавшись во
власти неподконтрольных влечений, он может уничтожить свои глубокие чувства, т.
|
|