|
духовному зачатию. Поэтому для творческих людей архетип матери играет особенно
важную роль; по той же причине эти люди часто обладают прекрасно развитой
феминно-стью и имеют серьезные проблемы, связанные с анимой. В этой сказке
изображен крайне поляризованный образ матери: фигура колдуньи чрезвычайно
опасна. Она разлучает сказочного героя и героиню, т. е. нарушает связь между
мужчиной и его анимой. Но, находя свое символическое выражение в образе цветка,
материнский архетип становится воплощением интегрирующего, творческого начала и
рождения целостной личности.
* Также интерпретация сказки "Иоринда и Иорингель" в отношении к пути Карлоса
Кастанеды см. Дональд Ли Уильямс "Пересекая границу... Психологическое
изображение пути знания Карлоса Кастанеды" глава2 "Путь охотника" - прим
HTML-редактора
Братец и сестрица
В этой сказке тоже идет речь об освобождении человека, превращенного в животное
под воздействием чар злой ведьмы. Но в отличие от предыдущей сказки ее главные
герои — не влюбленная пара, а брат и сестра, отношения между которыми настолько
близкие, что их связь похожа на инцест.
Весьма интересно, что в данном случае главным героям помогает не любовь вообще,
а именно любовь брата и сестры. Следует вспомнить о глубинном символическом
смысле инцеста. Инцест символически указывает на то, что эрос направлен не на
какой-то внешний объект, а на образование целостности. Брат и сестра
представляют собой союз маскулинной и феминной противоположности.
Хотя любовь, связанная с инцестом, подвергается осуждению, она имеет большое
значение в мире идей. Такая любовь всегда была привилегией богов; это можно
видеть на примере союза Изиды и Осириса, браков греческих богинь и богов,
которые были братьями и сестрами. Эта любовь относительно редко встречается в
сказках, здесь мы встречаем брата и сестру (взрослых и детей), которые питают
друг к другу взаимную любовь и доверие, как, например, Гензель и Гретель, за
которыми охотится злая ведьма.
Часто в отношениях инцеста символически выражается отношение мужчины к своей
аниме и женщины к своему анимусу. В книге "Психология переноса" Юнг пишет:
"Инцест символизирует соединение со своей собственной сущностью, он означает
индивидуацию, или становление самости"52. Высшей является та форма эроса,
которая направлена на достижение целостности и которая соединяет индивидуальную
судьбу человека с судьбой всего человечества. Перенос, т. е. проекция в
процессе анализа, зачастую становится бессознательным проявлением такого
стремления к достижению целостности. Аналитик не может себе позволить не
обращать на него внимания, тем самым обесценивая интерпретации и объяснения.
Сознание не может заранее знать, чего стремится достичь бессознательное с
помощью переноса, а потому должно ждать, пока оно само не раскроет свою цель.
52 The Practice of Psychotherapy // CW 16. Par. 419.
Под переносом мы подразумеваем следующее: некое качество, которым обладает
человек, проецируется вовне на другого человека, и с точки зрения сознания
такое объяснение правильно. Но в сфере бессознательного нет противоположностей,
нет различий и даже нет "меня" и "тебя". При таком типе ощущения другие
являются частью нас, а мы — частью их. Через отношения с другими людьми мы
приходим к познанию себя.
Эрос, основное материнское начало, побуждает людей к осознанию. При этом
оказывается, что мать зачастую не знает, чего именно она ищет. Иногда это
приводит к тому, что в силу амбивалентности своих побуждений она сомневается в
своей цели — достижении реальных взаимоотношений между двумя людьми.
Посмотрим, как это происходит в нашей сказке.
Краткое содержание
Взял братец сестрицу за руку и говорит:
— С той поры, как мать у нас умерла, нет нам на свете радости: каждый день нас
мачеха бьет, а когда мы к ней подходим, толкает нас ногами. Давай уйдем вместе
с тобой куда глаза глядят.
И они ушли из дому. Целый день они брели по лугам, по полям, по горам. Под
вечер пришли они в дремучий лес и так устали от голода и долгого пути, что
забрались в дупло дерева и уснули.
На другое утро они проснулись, когда солнце уже стояло высоко в небе и своими
лучами горячо прогревало дупло. И сказал тогда братец:
— Сестрица, мне хочется пить. Мне кажется, где-то вблизи журчит вода.
Братец поднялся, взял свою сестрицу за руку и пошли они искать ручеек. Но злая
мачеха была ведьмой. Она видела, что дети ушли, прокралась за ними тайком и
заколдовала все лесные родники. И когда они нашли родник, и хотел братец из
него напиться, услыхала сестрица, как родничок, журча, говорил:
— Кто из меня напьется, тот тигром обернется!
И крикнула сестрица:
— Братец, не пей, пожалуйста, из него воды, а не то диким зверем обернешься и
меня разорвешь.
Братец не стал пить воды из этого родника, хотя ему очень хотелось, и сказал:
— Я потерплю, пока найдем другой родник.
Пришли они к другому роднику, и услышала сестрица,
что и этот тоже говорил:
— Кто из меня напьется, тот волком обернется!
И крикнула сестрица:
— Братец, не пей, пожалуйста, из него воды, а не то обер
нешься волком и меня съешь.
Братец не стал пить воды и сказал:
|
|