Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Биркхойзер-Оэри Сибилл - "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
Ведь ведьма могла превратить ее в другое животное, например в свинью или осла, 
как поступила другая колдунья с Луцием в романе Апулея "Золотой осел". 
Превращение людей в птиц — широко распространенный сказочный мотив. Поэтому 
можно предположить, что это превращение иллюстрирует психологическое событие, 
которое происходит довольно часто. Например, в эпосе о Гильгамеше богиня Иштар 
превращает своего возлюбленного в птицу. Птицы символизируют интуицию, 
воображение, мысли. В Швейцарии есть старая песня: "Мысли свободны, они летят 
прямо с деревьев". Нередко названия птиц в языке имеют метафорическое значение 
("голубь", "дятел" и "кукушка"). Отрицательный образ птицы может 
символизировать нереальность, несоответствие и отвлеченную фантазию, 
неспособную интегрироваться в сознание.
В нашей сказке такой птицей является соловей. В фольклоре эта птица часто 
ассоциируется с эросом. Соловей считается посланником любви, он поет сладкие и 
страстные песни. В психологическом плане это означает, что речь идет об 
эротических фантазиях. Если анима мужчины превращается в птицу, то отсюда 
следует, что его фантазии и эмоции не только обезличены, но и далеки от 
реальности. Они витают в заоблачных высях.
Многие мужчины испытывают затруднения в эмоциональном общении с любимой 
женщиной. На этой почве у них появляются сексуальные и разные другие фантазии, 
иногда весьма далекие от реальности. Причина тому — их привязанность к матери, 
ибо, если эмоции тесно связаны с матерью, мужчина инфантилен в эмоциональной 
сфере. В таком случае формирование реальных отношений становится для него 
тяжелым трудом, от которого он просто отказывается. Он старался взять все, что 
можно, от своей матери — и все зря. По-видимому, Великая Мать как символ 
бессознательного также оставляет ему какую-то долю свободы в виде фантазий.
Любое пассивное фантазирование, не говоря уже о психологической или физической 
зависимости, весьма опасно для психики, так как мешает мужчине формировать 
подлинные отношения не только с окружающими людьми, но и со своей анимой; кроме 
того, оно не мотивирует его ни к творческим достижениям, ни к духовному 
развитию. Активное претворение в жизнь фантазий требует от человека упорной 
работы и значительных усилий воли. Пассивное фантазирование — это лишь уступка 
и подчинение бессознательному, которое часто вызывает опасную регрессию и 
снижает общий уровень предъявляемых к себе требований. В таких случаях влияние 
бессознательного уже нельзя назвать конструктивным; оно становится пагубным и 
фатальным, хотя остается субъективным.
Юнг часто рекомендовал своим пациентам на определенной стадии аналитического 
процесса применять метод активного воображения. В процессе воображения 
бессознательный материал может выйти на поверхность, но установка сознания при 
этом сохранится. Происходит конфронтация между сознанием и бессознательным, 
приводящая к тому, что между ними постепенно устанавливается взаимосвязь.
Итак, старуха поймала соловья, т. е. Иоринду, и унесла его в замок. Птица в 
неволе вызывает особую жалость, потому что не может воспользоваться самым 
ценным своим даром — способностью летать. Возникает мотив матери-тюремщицы, 
который мы обсудим несколько позже на примере сказки братьев Гримм "Рапунцель". 
С этой точки зрения следует отметить, что любое состояние одержимости или 
непроизвольной инстинктивности — это навязчивое поведение, обусловленное 
недостатком свободы. Физически или психологически зависимый человек (раб своих 
привычек) или человек, которым управляют его влечения, не обладает свободой 
выбора. Мужчины, одержимые сексуальными фантазиями, несвободны. Они страдают 
навязчивой одержимостью. Их анима находится в тюрьме.
Йоринда может утешать себя тем (если этим можно себя утешить), что не она одна 
находится в тюрьме и обречена судьбой на страдания. Оказавшись в замке, она 
присоединилась к семи тысячам других плененных птиц, живущих в клетках, которые 
влачат жалкое существование, питаясь семенами, которыми их кормит злая ведьма. 
Это значит, что мы столкнулись не с индивидуальной, а с коллективной проблемой.
Расставание Иорингеля с невестой символизирует психологическое расщепление, 
может быть, начало невроза. У таких людей происходит внутреннее отчуждение от 
своего Я, от глубинных истоков своей сущности; это расщепление могла бы 
исцелить анима, феминная часть мужской психики. Потеряв свою возлюбленную, 
Иорингель пришел в отчаяние. Иначе говоря, маскулинное сознание не готово 
смириться с таким положением вещей. Разумеется, необходимым условием изменений 
является признание того, что все складывается плохо.
Едва сам Иорингель освободился от заклятия и снова смог говорить, он пал на 
колени перед старухой и стал ее умолять отпустить Йоринду. Но это было 
бесполезно. Колдунья ответила, что он никогда не получит Йоринду, отнесла птицу 
в замок и посадила ее в клетку. Колдунья -это непреклонная мать, которая 
распоряжается судьбами людей. Все, что бессознательное отняло у сознания, 
нелегко вернуть обратно. Аналитики это понимают, хорошо зная неподатливую 
сущность неврозов. Мужская анима воплощается в невообразимых фантазиях. Такова 
сила и власть темной матери. Мужчина больше не властен над своими чувствами.
Иорингель отправился в далекую деревню и там долго пас овец. Образ пастуха 
имеет много символических значений. Из греческой мифологии нам известно 
несколько пастухов, например: Дафнис, Эндимион и Аттис. Эти юноши тесно связаны 
с матерью-богиней, которая либо их любит, либо преследует, либо и любит, и 
преследует. В народных поверьях пастух считается чужаком, отвергаемым 
деревенским сообществом. С ним часто связывали какие-то жуткие слухи, так как 
люди верили в то, что в горах и долинах, где пасутся овцы, он общается с 
нечистой силой. Во время своих скитаний он встречается с гномами и другими 
мистическими созданиями. Считалось, что он близок к природе (т. е. обладает 
мудростью и может предсказывать удачу).
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-