|
разрешить эту проблему, то сознание будет терять в бессознательном все больше и
больше принадлежащих ему ценностей.
Сказочные герои навлекают на себя действие злых чар самыми разными способами.
Как правило, заколдованного героя освобождает его возлюбленная, используя для
этого самые разные средства; иначе говоря, освобождению помогают именно
комплементарные составляющие противоположного пола: анима и анимус. Что
касается реальных отношений между мужчиной и женщиной, каждый из них может
помочь другому избежать воздействия комплекса, если имеет соответствующую
сознательную установку.
Хотя наша сказка имеет непосредственное отношение и к женщинам, и к мужчинам,
мы проанализируем ее преимущественно с точки зрения маскулинности, т. е.
трактуя образ Йорингеля как прототип сознания мужчины, а Йоринды — его анимы.
По существу, действие касается общей судьбы главных героев, а не судьбы каждого
из них в отдельности. Основная тема сказки — взаимоотношения Иоринды и
Йорингеля. Не следует забывать, что взаимоотношения людей — это не только их
внешнее поведение, но и то, что происходит в психике каждого из них.
О том, что именно отношения этих персонажей передают основную мораль данной
сказки, мы можем догадаться по поразительному сходству их имен. Это наводит на
мысль, что юноша и девушка давно знают друг друга; создается впечатление, что
они могут быть братом и сестрой, хотя на самом деле являются женихом и невестой.
В других вариациях этой темы юноша и девушка действительно приходятся друг
другу братом и сестрой, которых разлучает злая ведьма, как это происходит в
сказках "Гензель и Гретель", "Братец и сестрица" и во многих других. В нашей
сказке отношения между главными героями лишь отдаленно напоминают отношения
между братом и сестрой, но как архетипический образ соединение комплементарных
психологических противоположностей в мифах встречается довольно часто.
Описание юноши и девушки, попавших под действие злых колдовских чар, производит
сильное впечатление:
А вечер был хороший, яркое солнце пробивалось в темную зелень леса, и жалобно
пела горлинка над старыми буками. Йоринда несколько раз принималась плакать,
потом она села на солнышке и пригорюнилась. Йорингелю тоже стало грустно. И
были они так печальны, будто предстояла им близкая смерть. Они оглянулись —
видят, что заблудились, и не знают, как найти им теперь дорогу домой. А солнце
еще не зашло за горы, но скрылось уже наполовину за вершинами. Глянул Йорингель
сквозь заросль лесную, видит — уже близко-близко старые стены замка. Он
вздрогнул, и стало ему до смерти страшно.
Затем начинает действовать колдовство; Иоринда запела песенку, и пока она ее
пела, превратилась в соловья. Йорингель встал как вкопанный, не имея
возможности ни слова вымолвить, ни с места сойти, ни рукою шевельнуть, ни ногой
двинуть.
События в сказке описаны так красочно, что не возникает желания их
анализировать. Архетипические образы могут очаровать человека, тогда он легко
забудет о своих целях и побуждениях. Но это значит, что он попал под действие
заклятия, наложенного самой Великой Матерью, ибо, не осознавая этих образов и
не вступая с ними в контакт, можно оказаться во власти бессознательного. Такой
серьезной опасности подвергаются все, кто пренебрегает анализом. Разумеется,
противоположная ошибка заключается в чисто интеллектуальном, эмоционально
обезличенном анализе, который тоже не позволяет вступить в контакт с
бессознательным. В данном случае приходится идти по тонкой грани, разделяющей
две крайности.
Итак, Йорингель пошел в лес со своей невестой (феминной составляющей психики) и,
не найдя дороги домой, остался в чаще (в бессознательном). Наступил вечер.
Горлинка, птица богини любви, грустно пела над старыми буками, словно пытаясь
предупредить влюбленную пару о скрытой в лесу опасности. Солнце еще не село, но
уже наполовину спряталось за горные вершины. Если мы будем воспринимать
влюбленность Иорингеля в символическом смысле, она будет означать его
порабощение бессознательным, вызванным abaissement du niveau mental— понижением
уровня осознания.
Благодаря союзу Иорингеля и Йоринды могли появиться новые ценности, более
высокий уровень осознания. Но вмешательство темной матери воспрепятствовало
этому. Сходным образом, материнский комплекс мужчины часто мешает ему
формировать близкие отношения с женщиной.
В этой истории регрессия представляет особую угрозу феминной составляющей
мужской психики. Гуляя по лесу, Йоринда стала необъяснимо печальной. Как только
она запела, ее одолели злые чары. Она превратилась в птицу и с тех пор могла
петь только по-птичьи.
Как правило, пение символизирует выражение эмоций. Йоринда воплощает
воображение и эмоции Иорингеля, которые стремятся к выражению на человеческом
языке. Но темная мать сделала их недоступными для человеческого разумения и
разлучила Иорингеля с возлюбленной. Так сознание отделяется от эмоций и
воображения, которые могли бы его связать с глубинными слоями психики.
Парализованный действием колдовских чар, Йорингель не смог помешать этому
расщеплению. Если мужчина сохраняет способность мыслить, он может
сопротивляться внушению, которое искажает его чувства. Но в нашей истории он
утратил способность объективно оценивать ситуацию. Он оказался во власти злых
чар, как Персей, которого Горгона Медуза едва не превратила в камень; ему не
хватает энергии, чтобы высказаться, и он не может себя защитить. Он только
пассивно наблюдает за происходящим до тех пор, пока старуха не разрешит ему
снова двигаться.
Теперь рассмотрим смысл превращения Йоринды в птицу, конкретнее — в соловья.
|
|