|
С точки зрения психологии, Иорингель находится в поиске истинной связи с
воплощенным в природе бессознательным. Злые чары, имевшие над ним власть,
появились из бессознательного в образе колдуньи, но он ищет и находит спасение
именно в бессознательном. Народные поверья приписывают пастуху власть над
стадом, причем он обладает этой властью только благодаря своей силе воли. Кроме
того, он может околдовать другое стадо. А свое он защищает, помещая его в
магический круг.
Создание защитного магического круга играет существенную роль в действиях
Йорингеля, которые в переводе с символического языка означают интеграцию
инстинктивных частей человеческой психики (стадо овец) и осуществление контроля
над ними47. Прежде он находился во власти волшебных чар; теперь он сам учится
налагать заклятие и защищаться от него. Он учится правильному отношению к
своему бессознательному и сдерживанию напряжения, создаваемого разными силами.
Так можно противодействовать разрушительному влиянию на человека пассивных
фантазий. Людям, которым грозит такая опасность, нужно знать, как от нее
защищаться. Опасность психического расщепления часто отражается в сновидениях в
виде потери человеком всего, чем он обладал.
47 Psychology and Alchemy // CW 12. Par. 188. Здесь Юнг приравнивает создание
магического круга со сдерживанием напряжения. Он пишет: "Магический круг...
вместе с тем будет препятствовать повторному прорыву бессознательного, ибо
такое его извержение будет эквивалентно психозу".
О Йорингеле говорится, что он "долго" пас овец. Это означает, что процесс его
внутренней трансформации протекал медленно и что необходимый переход из одного
состояния в другое требует времени. Он часто "бродил вокруг замка, но близко к
нему не подходил". Можно предположить, что он совершает магические круги.
Опасные места люди очерчивают, чтобы их можно было опознать со всех сторон. И
Йорингель не мог слишком близко подойти к замку; ибо еще не обладал для этого
достаточной силой.
Иногда человеку нужно периодически ощущать угрожающий комплекс, в данном случае
— проявления опасной материнской анимы, но не вступать с ней в тесную связь. К
ней нельзя слишком приближаться, и Йорингель не мог приблизиться к замку
колдуньи, ибо был не в силах противостоять ее разрушительной силе.
Теперь мы приходим к решению проблемы Йорингеля, которое предлагает сказка. Ему
приснилось, что он нашел алый, как кровь, цветок с огромной великолепной
жемчужиной в центре; этот цветок поможет ему освободить всех пленниц, разрушить
злые колдовские чары. Иными словами, бессознательное показывает ему, как
освободить ани-му. Это становится возможным, как только он обращается к образам
снов, а не просто погружается в свои мечты; и фантазии. Став пастухом, он
приблизился к природе, а значит, и к своему бессознательному, поэтому теперь он
может усвоить смысл исходящего от него послания.
Разумеется, нужно понимать свои сновидения, учитывая их, принимать решения, а
потом действовать. Так и поступил Иорингель. На следующий же день он бросился
на поиски цветка: его странствие отражает процесс его внутреннего развития.
Поиск включает действия, направленные на достижение цели, и теперь эти действия
необходимы. Если прежде он только ждал и наблюдал за происходящим, то теперь
ему нужно сознательно приложить энергичные усилия.
На девятый день утром Иорингель нашел алый, как кровь, цветок с огромной каплей
росы в центре. Это означает: то, что для бессознательного имеет большую
ценность, в свете сознания оказывается обыденным и естественным. Это напоминает
о философском камне, который искали алхимики и о котором говорили, что он не
имеет цены, и одновременно — что его можно найти на обочине дороги. Таковы два
разных аспекта символа самости.
Как любое растение, цветок—медленно развивающийся организм. Корнями он крепко
связан с землей, т. е. с реальностью. Растение — не птица, чтобы развиваться,
оно должно пустить корни в землю в каком-то конкретном месте. Эмоции
укореняются в межличностных отношениях; чтобы они развивались, их нужно
постоянно осознавать. Но чтобы развиваться, растению требуются не только земные
минералы. Ему нужны свет и воздух, которые символизируют духовность. Именно
поэтому оно тянется вверх.
Таким образом, цветок символизирует естественный процесс роста, происходящий
где-то в психике без изначального осознания. Согласно сказочной истории, в
результате этого процесса появился красный цветок с жемчужиной в центре. Его
красный цвет символизирует эмоциональность, чувственность, вовлеченность.
Целостность символизирует круглая жемчужина. Ее сферическая форма означает
целостность личности, а на языке психологии — самость. Если центр цветка —
жемчужина, он обладает высокой ценностью, а если — капля росы, он ощущается как
небесный дар. Роса считается проявлением божественности, как, например, в
библейской истории о Гидеоновой шерсти48.
С точки зрения аналитической психологии, красный цветок означает, что у мужчины
с высоким развитием интеллекта чувственная функция является подчиненной, а
значит, он плохо ею владеет в повседневной жизни49. Ее развитие всегда
наталкивается на трудности, а иногда связано с опасностью. Именно поэтому
мужчины зачастую подавляют свои эмоции. С другой стороны, именно подчиненная
функция может способствовать ощущению самости. Только в состоянии эмоциональной
вовлеченности они могут получить ощущение того, что существует за границами так
называемого обыденного сознания — единения и общности, причем не только с
другими людьми, но и со всеми иррациональными и трансцендентными силами.
48 "И сказал Гидеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты,
то вот, я расстелю на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти,
а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как
|
|