|
его населяли женские божества, социально одобряемые феминные ценности,
наподобие тех, которые связаны с образами богинь и королев. Здесь живет великая
колдунья, которая ведет себя, как злой дух. Это существо обладает немалой силой,
но применяет ее так, что становится угрозой для жителей всей округи. В
особенности ее чары распространяются на молодых женщин, ибо в сказке говорится,
что колдунья заколдовала семь тысяч девушек, превратила их в птиц и посадила в
клетки. Это значит, что она наносит особый ущерб эмоциям, ибо женские персонажи
в основном символизируют эмоциональную сферу. Девушки, ставшие ее жертвой,
могут символизировать зарождающиеся эмоции. Эмоции, которые еще только
зарождаются, уязвить значительно легче, чем хорошо развитые эмоции; их гораздо
легче исказить и сфальсифицировать. Образ этих заколдованных девушек передает
мысль, что негативное влияние матери — прямая угроза всем молодым людям.
В нашей сказке действие заклятия связано с конкретным местом, т. е. существует
идентичность колдуньи с той землей, на которой она живет, а также отношения
мистической сопричастности с животными, которых она заманивает, чтобы потом их
убить и съесть. Она имеет власть над инстинктами, но в то же самое время
разрушает их. Разрушение инстинктивной сферы — одно из негативных последствий
материнского комплекса.
Темной матери присущи две тенденции: с одной стороны, она превращается в
животных, а с другой — убивает их. Психологически одно не противоречит другому,
так как, если человек пытается жить, следуя только своим влечениям,
символически превращаясь в животного, то зачастую его влечения теряют свою силу,
т. е. ложная сознательная установка уничтожает животный инстинкт. Например, те
люди, которые претендуют на свободные сексуальные отношения и потому ведут себя
соответствующим образом, часто страдают от невротического расстройства,
препятствующего их сексуальной жизни. Их установка оказывается слишком
односторонней, т. е., по сути, теряет свою связь с инстинктом. В таких случаях
многие женщины становятся фригидными или же их сексуальность приобретает
маскулинные черты. Темная мать пользуется той ложной установкой, которую она же
сама и спровоцировала у них, чтобы уничтожить их животную природу.
Любовь Иоринды и Иорингеля приводит их в лес, в бессознательное, слишком близко
к опасному комплексу. Великая колдунья символизирует проблему эроса, которая на
протяжении целых веков не находила правильного понимания. Молодой человек
теряет свободу действия, присущую маскулинности, т. е. свою способность к
действию. Соприкоснувшись с комплексом, он оказывается парализованным. Замок
находится в центре заколдованного круга, т. е. в месте, на которое наложено
табу. Юных девушек, оказавшихся поблизости от заколдованного места, колдунья
превращает в птиц, которых она сразу запирает в клетку. Теперь они не могут
летать, их свобода ограничена стенками клеток.
Злые чары колдуньи действуют только в непосредственной близости от замка, на
расстоянии ста шагов44, в заколдованном круге. Воздействие какой-то
таинственной силы, сосредоточенной в определенном месте, как в нашей сказке,
подтверждается многими религиозными идеями. Божество надо искать в особом
сакральном месте. Это не значит, что таинственное божество всегда находится в
храме; оно может быть и где-то еще: на открытом пространстве, в священной
гробнице, на горе или в заповедном лесу45.
44 Здесь речь идет о той мере, в которой распространяется влияние темной матери.
Тот, кто переступит черту, неизбежно окажется в ее власти. Этот образ отражает
тот психологический факт, что влияние любого архетипа ограничено определенной
областью психики.
45 В провинции Эльзас недалеко от Базеля есть глубокое таинственное ущелье,
которое называется "Erdweiblein" (Ущелье Маленькой Земной Женщины). Возможно,
такое название
было дано в соответствии с происхождением этого ущелья, так как люди ощущают
там присутствие архетипа.
Трудно объяснить, откуда возникли такие представления. Если они являются
результатом определенного опыта, то следует предположить, что влияние архетипа
иногда распространяется лишь на определенные места. Поэтому у римлян до сих пор
сохранилось выражение genius loci, т. е. божество, обитающее только в
конкретной местности и нигде более. Конечно, идея о том, что архетип может быть
жестко связан с конкретным местом, является интуитивным знанием, не требующим
доказательства.
С психологической точки зрения образ колдуньи, волшебная сила которой
проявляется только в определенном месте, означает, что в человеческой психике
существует область, обладающая разрушительной энергией. В таких случаях реакции
человека могут быть совершенно нормальными, если не затрагивать определенного
комплекса46. Любой человек может обнаружить такие области психики у своих
друзей и знакомых; стоит лишь затронуть определенную проблему, и у них сразу же
возникает агрессивная реакция. В рассматриваемой сказке это проблема матери,
которую невозможно терпеть.
46 См.: Disturbances In Reproduction in the Association Experiment //
Experimental Researches. CW 2.
Тот факт, что колдунья уже превратила многих девушек в птиц, свидетельствует о
том, что подвластная ей опасная территория не только вызывает страх, но и
обладает определенной притягательностью, как и дом Фрау Труды в одноименной
сказке братьев Гримм (см. главу 6). В той сказке девочка, несмотря на все
предупреждения, не может не поддаться желанию пойти в гости к смертоносной
матери. В психологическом плане это указывает на влияние опасного комплекса.
Зачастую человек не может не приблизиться к своей неразрешенной проблеме —
своему комплексу — и в очередной раз попадает под действие его чар. Если не
|
|