|
исчезновение основной характеристики человека, отличающей его от животного, т.
е. сознания. Отныне он может действовать только инстинктивно, жить темной,
бессознательной жизнью или стать жертвой своих влечений. В древнем мифе
волшебница Кирка превращала мужчин в свиней, но в современную эпоху
материализма многие люди также обречены на превращение в животных, ибо сугубо
материалистическая установка лишает их жизнь духовной цели. Так как дух в
определенном смысле -это животворное начало, существуют ведьмы, которые его
парализуют, как это делает ведьма в сказке "Йоринда и Йорингель", или те,
которые превращают людей в камни; иначе говоря, они делают их безжизненными и
невосприимчивыми. Другие ведьмы принимают облик русалок или водяных, которые
затягивают людей вглубь водоемов.
Иногда такие метаморфозы могут иметь позитивное значение, как, например, в
сказках братьев Гримм "Русалка в пруду" или "Черт с тремя золотыми волосами"; в
последней сказке главный герой позволяет старухе превратить себя в муравья,
чтобы избежать встречи с чертом37. В сказке "Русалка в пруду" мельник и его
жена обязательно утонули бы в водоеме, если бы добрая старуха мгновенно не
превратила бы их в жабу и лягушку. Редукция до чисто инстинктивного поведения,
или же восстановленная связь с инстинктом, спасает их от гибели, т. е. от
захлестнувшей волны бессознательного.
37 Такие вещи случайно происходят в сновидениях. Например, мужчине приснилось,
что его преследует женщина, которая хочет его убить, и он может спастись,
только превратившись в маленькую мышь, чтобы проскользнуть в щель под забором,
Можно сказать, что он должен сделать все, чтобы почувство вать себя менее
значимым, чтобы его не погубила его чудовищная анима.
Снова и снова человеческое сознание, идентифицированное только с одной из пары
противоположностей, ищет способ сформировать исцеляющую связь с бессознательным.
До тех пор пока позиция Эго не будет принесена в жертву, человек будет
пребывать в предсознательном состоянии, в котором у него, как и у животного,
отсутствует Эго. Так происходит, когда он сопротивляется стремлению к
целостности Великой Матери, которое подразумевает утрату позиции Эго.
Человек, которому трудно подчиниться бессознательному, может испытать
обновление только путем такого подчинения. Тому, кто не готов на такую жертву,
никогда не достичь возрождения. Если его не погубило бессознательное, на него
может быть наложено пожизненное заклятие, лишающее его человеческого
достоинства, например, он может попасть в какую-то зависимость, стать
алкоголиком. Великая Мать — творческая натура. Если односторонне развитое
человеческое Эго встанет на пути ее стремления к творчеству, то она его
разрушит. Как и вся природа, она стремится к целостности, т. е. к
иррациональному соединению противоположностей. Юнг говорил о ней так: "Она
сопрягает темное со светлым, символизирует иерогамию38 противоположностей и
примиряет природу и дух"39.
38 Иерогамия (греч.) — священное бракосочетание.
39 Answer To Job // Psychology and Religion, CW 11. Par. 711. Юнг говорит это,
имея в виду женщину, фигуру матери, женский вариант прачеловека из Апокалипсиса.
См. также: Юнг К. Г. Ответ Иову // Ответ Иову. М.: Канон, 1995. С. 198.
С одной стороны, если архетип матери слишком доминирует у отдельного человека
или в целой культуре, всегда есть опасность разрушения системы сознательных
ценностей. Но вполне возможно, что уровень либидо снижается только затем, чтобы
могло зародиться нечто новое40. Превращение в животных может означать временную
регрессию, если впоследствии герой снова обретает человеческий облик.
40 Symbols Of Transformation // CW 5. Par. 569ff.
Человеку, которому грозит опасность вернуться в пред-сознательное состояние,
может присниться, что ему угрожают животные, или что он должен научиться жить с
ними или приручать их. Конкретный образ животного в сновидении или сказке может
указывать на то, какой тип бессознательного действует в данном конкретном
случае. Далеко не всегда речь может идти о подчинении влечениям, например,
голоду или сексуальности. Стадное животное может символизировать обезличенность
и анонимность. Тогда че ловек ощущает себя одним из многих и может вести себя
только так, как другие, даже если ему нужно проявить личную инициативу. Как
правило, такие люди ощущают себя комфортно только в составе группы.
Свидетельством тому служат многие массовые движения. Большинство людей
участвуют в них только затем, чтобы заглушить свой внутренний голос, звучание
которого они не могут вынести, оставаясь наедине с собой41.
41 На эту опасность Юнг обращает особое внимание в своей работе: "The
Undiscovered Self" // Civilization in Transition, CW10.
Но даже потеря индивидуальности имеет позитивный аспект, если речь идет о
временном состоянии, например, если в конечном счете человек освобождается от
заклятия — так и происходит в приведенных ниже сказках. Временное погружение в
бессознательное может освободить человека от порабощения Эго, от сужения поля
сознания и от его сверхрациональности. Такое погружение может проявляться в
преходящем возбуждении или в сильной страсти; находясь в таком состоянии,
человек часто становится похожим на животное. Есть люди, которые стремятся
воплощать тот и только тот образ, который диктует им их разум и эмоциональные
импульсы; рассудительными их делают трусость и эгоизм, препятствующие их
личностному развитию, а достижение зрелости для них всегда связано с опасностью.
Животное существует в согласии не только с природой, но и со своим телом, и при
этом оно связано также с символом матери, который олицетворяет физическую и
психологическую основу человеческого бытия,— сосуд, наполненный психической
энергией. В этом и состоит позитивное, животворное материнское начало, телесное
|
|