|
В сказках "Иоринда и Иорингель" и "Братец и сестрица" материнская фигура
появляется в качестве "покровительницы животных". Главная тема этих сказок —
заклятие, накладываемое темной материнской фигурой, превращение главной героини
в животное и снятие этого заклятия.
В этих сказках не только ведьмы, но и положительные герои имеют тесную связь с
миром животных или сами принимают их облик. В мифологии тоже есть материнские
фигуры, которые связаны с животными, например, Артемида и Кибела. Ведьма в
народных преданиях появляется с черным котом на плече, с маленькой собачкой или
в окружении гусей. Иногда элементы ее жилища имеют животное происхождение, как,
например, курьи ножки стоящей в дремучем лесу избушки Бабы-Яги.
Неудивительно, что Мать-Природа принимает облик животного. По своей сути она
является воплощением растительного и животного плодородия. Под покровительством
великой богини преумножаются животные и растения. Все живое служит
доказательством ее мощи и существует по установленным ею законам. Именно
поэтому древнеегипетскую богиню Изиду называли "сосудом, в котором происходит
зачатие".
Животное обитает в определенной среде: оно не изолировано, а связано с целым
миром. Природа — единое целое, и мы, пребывая в состоянии экстаза, можем
ощущать это единство. Именно поэтому дионисийские ритуалы способствовали
обновлению инстинктивной связи и слиянию со всей природой. Воплощение матери в
образе животного помогает нам отключить сознание и следовать своим инстинктам,
а значит, достичь ощущения целостности. Вот почему образы животных особенно
подходят для символического выражения архетипа матери.
Особенность животных состоит в том, что они живут в мире своих влечений и
инстинктов, не ограниченном сознательными и рациональными аргументами, которые
так мешают людям. Они полностью следуют своей бессознательной природе. Их
влечения и побуждения — это влечения и побуждения природы, иначе говоря, они
подчиняются законам коллективного бессознательного для своего вида. Животные
жили и до сих пор живут по этим законам. Тот, кто возвращается к Великой Матери,
к альфе и омеге всей жизни, возвращается к этому абсолютному знанию, для
которого образы животных служат самыми подходящими символами. Таким образом,
они становятся символами целостности.
Однако у животных нет сознания, они не могут использовать речь, как люди,
которые просто не могут жить без Эго. У животных отсутствует самоощущение.
Например, трудно представить себе перелетную птицу, решившую лететь в Африку
задолго до наступления осени. Она не чувствует никакого желания делать это,
пока не придет время и в природе не наступят соответствующие изменения. К тому
же она не может улететь дальше, чем позволят ее физические возможности. Ее
крылья и ее желание лететь являются для нее единственной реальностью.
Как большинство символов, символы животных имеют и негативные, и позитивные
аспекты. Принято считать, что животные обладают более низкой организацией, чем
люди, однако в одном они определенно нас превосходят: они обладают
непосредственной связью с инстинктами. Иначе не было бы такого количества
религиозных учений, в которых божественность открывается человеку в образе
животного или в образе, обладающем чертами животного. О том же свидетельствует
наличие тотемного животного у многих первобытных сообществ, а также образы всех
животных-помощников в народных сказаниях, преданиях и легендах.
Хотя у животных отсутствует сознание, часто оказывается, что они знают больше
людей. Именно поэтому животные часто играют позитивную роль в наших сновидениях.
Они могут символизировать часть нашей личности, сохранившую связь со своими
иррациональными корнями, с глубинными уровнями психики; часто они выявляют
лояльность человека по отношению к своей внутренней природе — полную
противоположность невротическому эгоцентризму. Они не отягощены сознанием и
идеей о смысле жизни. Поэтому животные часто символизируют внутреннюю
целостность или, иначе говоря, высшую ценность.
Для нас Великая Мать воплощает физическое и инстинктивное бессознательное. Там,
где существует глубинное расщепление между духом и материей и где человеческое
сознание непонятным образом идентифицирует себя лишь с одной из этих двух
сторон единого целого, возникает опасность негативного отношения к материнскому
бессознательному. Например, злая лесная ведьма превращает человека в животное,
однако, так она прекращает изоляцию Эго, либо прогрессивным способом, делая его
целостностным, либо регрессивным способом, делая его бессознательным. В
последнем случае животное также воплощает целостность, ибо оно имеет более
интегрированные реакции, чем человек, пусть и на более примитивном,
бессознательном уровне. В этом смысле достижение целостности — это не прогресс,
а возвращение в состояние participation mystique35, т. е. на более раннюю
стадию психического развития36.
35 Мистической сопричастности {фр.).
36 "Гениальная догадка Леви-Брюля заключается в том, что открытый им феномен,
который он назвал participation mystique, является характерной чертой
примитивного мышления. Под этим понятием он имел в виду только чрезвычайно
большое остаточное слияние между субъектом и объектом... Естественно,
цивилизованный человек считает, что он уже ушел от него очень далеко. Но при
этом в своей жизни он очень часто идентифицируется с родителями или же со
своими аффектами и предрассудками и бесстыдно обвиняет других в том, что он не
замечает в самом себе" (Commentary on 'The Secret of the Golden Flower'//
Alchemical Studies. CW 13. Par. 66).
Как и при отравлении, в превращении человека в животное участвуют невидимые
силы, порожденные бессознательным. Превращение человека в животное означает
|
|