|
видеть, но к ней нельзя прикоснуться. Таково символическое выражение состояния
одиночества и эмоционального отчуждения от жизни. В таких случаях человек живет
как бы наполовину.
Тщеславная, эгоистичная часть психики тайно отравляет и парализует личность.
Гроб также является символом ужасной матери, т. е. смертоносного материнского
начала32. Старая королева стремилась уничтожить эмоции. И она добилась того,
что они оказались заперты и "законсервированы".
32 В древнем Египте внутри гроба изображалась материнская фигура, которая как
бы содержала в себе мертвое тело.
Конец сказки хорошо известен: Принц снимает с Белоснежки заклятие. В сказках
представлено много разных способов, которыми пользуются принцы, чтобы получить
свою невесту. Они могут совершить геройские подвиги, например убить дракона,
или, как в сказке "Спящая красавица" , поцеловать девушку, чтобы своей любовью
пробудить ее от смертельного сна. Но в этой сказке Белоснежку возвращает к
жизни нелепая случайность; по крайней мере, именно так описан этот эпизод.
Когда слуги принца выносили гроб с Белоснежкой, один из них случайно споткнулся
о придорожный камень. Кусок отравленного яблока выпал у принцессы изо рта, она
ожила, открыла гроб и села.
Для нас это может значить, что последним средством спасения может оказаться не
особая изощренность, а некое потрясение, которое может перевернуть все
человеческие чувства.
Освободившись от своей искаженной жизненной установки, Белоснежка уже не могла
оставаться такой, как раньше. Парадоксально, что такая возможность появилась у
нее только благодаря злой королеве с присущим ей коварством. Таким образом
королева становится частью "силы, которая хочет причинить вред, но в результате
делает только добро"33.
33 Гете. Фауст.
Этот парадокс иллюстрирует относительность добра и зла. Снова и снова мы видим,
что совершаемые людьми ошибки и трудности, которые они испытывают, заставляют
их развиваться в том направлении, которое иначе исключалось бы. Сначала главная
героиня пытается избежать своей судьбы, но это у нее не получается. Судьба не
позволяет ей убежать от себя. Ей суждено быть отравленной ядом и умереть, т. е.
потерять себя и пережить потрясение. Только потом она сможет жить.
Сказка заканчивается свадьбой Белоснежки и Принца и наказанием злой королевы.
Брак символизирует плодотворное соединение маскулинной и феминной
противоположностей. Как отмечалось ранее, образ Принца, мужского персонажа с
самым высоким статусом, может означать логос, духовную установку, имеющую
приоритет по отношению к эросу девушки. Как егерь и семь гномов в начале сказки,
Принц символизирует позитивный анимус. Это образ новой, освобождающейся
духовной жизненной установки, включающей чуткость, религиозность, мужество и
подлинное осознание своей сущности и сущности других людей.
Без тесной связи со своим анимусом зрелая женщина часто представляет собой
только половину личности. "Бракосочетание" между феминным Эго и анимусом — это
coniunctio, достижение целостности, единство внутренних противоположностей.
Другую сторону медали представляет точно такая же связь между Эго мужчины и его
анимой. В обоих случаях это связь между эросом и логосом.
Если эмоциональная жизнь человека сочетается с подлинным осознанием, ему больше
не грозит опасность проявления эгоцентризма и ревности, воплощенных в злой
королеве, и тогда она сама доведет себя до смерти, как это и происходит в конце
сказки. По-видимому, ее роль исчерпалась сразу после того, как соединились
маскулинная и феминная противоположности, ибо она символизирует темную сторону,
которая лишь временно способствует процессу индивидуации34.
34 См. выше примечание 18.
В сказке "Белоснежка и семь гномов" ясно показано, что зло, которое
психологически является негативной составляющей Тени, в зрелом возрасте
начинает играть интегрирующую роль. В этом заключается одна из возможных причин
особой сложности проведения психотерапевтической работы. Жестокий конфликт
между светом и тенью часто становится необходимым, если нужно достичь прогресса
в терапии. Недаром одно из имен дьявола — Люцифер, т. е. носитель света. Наша
ревнивая королева-мачеха тоже относится к этой категории зла. Тем не менее не
следует забывать, что Тень — это огромная опасность для человеческой психики.
Драма далеко не всегда имеет такой благополучный финал. Нередко случается, что
Тень приводит человека к гибели, а не к трансформации и зрелости.
Осмысливая эту сказку, можно понять важность осознанного страдания человека,
находящегося во власти Тени. Есть люди, которые просто подавляют свою ревность
и эгоизм, считая, что им не присущи эти качества. Обязательно нужно иметь в
виду, что только осознанное страдание ведет к развитию, иначе это будет просто
бессознательное ощуще ние Тени. Осознанное страдание происходит вследствие
столкновения противоположностей и приносит ощущение обновления. Тогда
формируется и зрелое отношение к эмоциям, и подлинное понимание себя и других.
Появляется возможность для установления искренних отношений, которые основаны
на доверии.
Никто не может утверждать, что достиг абсолютной целостности. Содержание сказки
о Белоснежке можно считать некой идеальной моделью личностного развития женщины,
которую нельзя точно повторить, но которая должна быть постоянной целью.
Точнее говоря, Белоснежка — это образ богини или бессмертной души, божественной
части человеческой психики. Даже если она умирает, то все равно чудесным
образом возвращается к жизни, ибо воплощает изначальное человеческое
переживание -приходящую с возрастом способность любить.
5. ПРЕВРАЩЕНИЯ В ЖИВОТНЫХ
|
|