|
должны подвергнуться преследованию со стороны темных сил феминности, пока не
укрепятся в женщине или в обществе настолько, что темные силы потеряют над ними
власть, или в соответствии с сюжетом сказки, пока "злая волшебница не доведет
себя до смерти".
В одних случаях этими волшебными, сверхъестественными способностями наделяется
именно материнская фигура; в других такими чертами обладает дочь, как, например,
в сказке о Белоснежке. В таком случае мачеха воплощает по большей части Тень и
совсем немного — фигуру самости. Но, как уже отмечалось, в таких сказках часто
присутствуют две материнские фигуры: светлая и темная — и тогда светлую фигуру
в какой-то мере можно рассматривать как символ самости.
Можно сказать, что на индивидуальном уровне образ преследуемой дочери может
символизировать женщину с негативным отношением к матери, т. е. с негативным
материнским комплексом. Вообще у такой женщины могут оказаться серьезные
нарушения в инстинктивной сфере.
Поскольку в нашей христианской культуре эрос остался на недоразвитом,
варварском уровне, становится понятно, почему одних женщин отвергают самым
грубым образом, тогда как другие используют любовь для достижения своих
эгоистичных целей. Им следовало бы достичь высшей, более осознанной формы эроса.
Однако они получают укол в спину от своей внутренней темной матери, толкающий
их к сохранению бессознательного уровня и избеганию боли, связанной с
обретением осознания. Образ мачехи, которая стремится затоптать первые
проблески жизни у сказочной героини, обычно проецируется на родную мать или на
других женщин. Нужно пройти определенный путь, чтобы убе диться в том, что
преследовательница, от которой невозможно скрыться, находится у нее внутри. В
результате этого развития героиня осознает, что живет в разладе с собой. Только
совершив серьезную внутреннюю работу, можно понять всю глупость наших традиций,
затрагивающих сферу эмоций.
Юнг считал, что женщина с негативным отношением к матери, с негативным
материнским комплексом, имеет, по всей видимости, значительно больше шансов
достичь высокого уровня осознаннности27. Это объясняется тем, что внутреннее
психологическое состояние побуждает ее фундаментально пересмотреть свою
феминную сущность. Можно утверждать, что она не сможет быть полноценной
женщиной, пока не достигнет необходимого уровня осознания.
27 Psychological Aspects of the Mother Archetype / / The Archetypes and the
Collective Unconscious. CW 9i. Par. 184ff.
Сказки, в которых рассказывается о мачехе, предлагают возможное объяснение,
почему это именно так. Отвергая свою мать, женщина фактически отвергает
источник своей жизни, свою глубинную сущность. Это отвержение вызывает у нее
глубинное расщепление личности, которое метафорически отражается в начале таких
сказок. Женщина, которую олицетворяют сказочные героини, на самом деле
совершенно себя не знает. Она слишком хорошо видит плачевные проявления своей
феминной сущности, чтобы внутренне ее принять. Поэтому она не может избежать
страдания, которое становится условием ее личностного роста и индивидуации.
Если женщина не знает своих теневых черт, она теряет связь со своей
инстинктивной сферой. Феминная часть мужской психики, анима, тоже может
расщепляться на светлый, более одухотворенный образ, и теневой образ, связанный
с влечениями. Во многих сказках женские образы имеют темную и светлую стороны.
Этот психологический факт является характерной особенностью современной
патриархальной культуры. В результате женщина никак не может стать цельной
личностью.
Несомненно, что мужчина тоже страдает от подобного расщепления — расщепления
анимы, но страдания имеют для него несколько иной смысл. Неудовлетворенность
из-за расщепления анимы в основном ощущают талантливые мужчины, которые
обладают творческими способностями; мужчина с расщепленной феминностью не может
создать нечто по-настоящему новое. Но женщине такое расщепление вообще мешает
жить в соответствии с ее сущностью.
В сказках о злой мачехе существует острый конфликт между фигурами матери и
дочери, и он часто заходит так далеко, что мачеха пытается даже лишить
падчерицу жизни. Не каждая сказка дает нам четкое представление, почему мачеха
оказывается такой злой. В сказке о Белоснежке она злится из-за ревности.
Ревность — это оборотная сторона любви. Именно она придает любви горечь и
ставит препятствия на ее пути. Но когда ревность испытывает жуткая, злая мачеха,
нужно искать новые ценности, способные противостоять этому чувству, которое
возбуждает все худшее, что есть в человеке.
Тщеславие и ревность неотделимы от образа Земной Матери, ибо она воплощает
дикую, необузданную страсть. Но женщина может преодолеть темную сторону любви,
только испив до дна свою горькую чашу. Поэтому ревнивая королева приносит
Белоснежке и смерть, и возрождение.
Новые феминные ценности возникают в результате конфликта двух феминных
тенденций, которые воплощаются в сказке в образах мачехи и падчерицы, так как
новое может появиться только в результате разрешения острого конфликта. В
образе падчерицы воплощаются новые ценности, которые хотят обрести право на
существование. Дочери, подвергавшиеся преследованию, в конце сказок обычно
становятся королевами, а это значит, что самой судьбой им предопределено
оказаться на вершине власти. Но они становятся королевами, лишившись в начале
сказки всех своих привилегий; прежде чем превратиться в королев, они, как
Белоснежка, почти всегда должны пройти через смерть, которая является
психологическим аналогом полной трансформации.
Белоснежка
Сказка начинается с того, что в середине зимы королева сидит и шьет у окна во
|
|