Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Биркхойзер-Оэри Сибилл - "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-
 
Позитивная и негативная стороны бессознательного, а значит, и архетипа матери 
тесно связаны между собой. Конечно, эта связь проявляется не в каждой сказке, и 
отнюдь не у каждого женского персонажа ярко выражены его темные и светлые 
стороны. Но если рассматривать сказки как одно целое, можно увидеть, что темные 
женские фигуры создают позитивные женские ценности, и наоборот. Один такой 
пример нам очень хорошо известен: это сказка о Белоснежке, на которой мы 
остановимся в первую очередь.

4. РЕВНИВАЯ МАЧЕХА

Сказку о Белоснежке, как и многие другие сказки, упомянутые в этой книге, мы 
будем рассматривать прежде всего с точки зрения феминной психологии. По мнению 
Юнга, у женщин материнский образ можно наблюдать в гораздо более чистом виде, 
чем у мужчин25.
25 Ibid. Par. 191ff.
У мужчины материнский образ всегда смешивается с фигурой противоположного пола, 
с анимой, с его первичным ощущением женщины. Поэтому материнский образ реже 
предстает в образе чистой феминности, чем в своем отношении к мужчине. Это 
вовсе не значит, что характерные черты феминности вовсе отсутствуют в сказках, 
сюжет которых строится преимущественно вокруг мужских проблем; просто эти черты 
чаще всего не очень ярко выражены.
Для женщины фигура Земной Матери является отчасти Тенью, отчасти самостью, 
чем-то вроде автопортрета феминного начала эта фигура аналогична архетипу 
"мудрого старца" в мужской психике, который является воплощением духовности в 
чистом виде.
С фигурой Земной Матери тесно связана фигура ее дочери, богини-девственницы 
Коры. В мифе Кору с трудом можно отделить от матери Деметры. Часто мать и дочь 
образуют пару противоположностей, составляя при этом единое и неделимое целое. 
В некоторых сказках (как, например, в "Белоснежке"), главной героиней является 
дочь. Эта женская фигура побуждает Эго идентифицироваться с ней. Для женщины 
она становится неким подсознательным прообразом соответствующей установки Эго в 
процессе индивидуации26.
26 Более подробное обсуждение психологического значения главного сказочного 
героя и героини можно найти в книге: Von Franz Marie-Louise. An Introduction to 
the Interpretation of Fairy Tales. Zurich: Spring Publications, 1973.
В сказках и мать, и дочь часто наделяются сверхъестественными чертами: как 
божественными, так и дьявольскими; чаще, наверное, такими чертами обладает мать,
 ибо, как известно, образ дочери ближе к человеческому Эго. Но не следует 
забывать, что в судьбе дочери проявляется обезличенная судьба богини, а не 
судьба обычного человека. Мы можем, конечно, проводить сравнение ее судьбы с 
человеческими судьбами, и даже должны делать это, чтобы идентифицировать себя с 
ней, но при этом следует отдавать себе отчет, что таким образом мы низводим 
события, происходящие в "ином мире", до уровня моральных переживаний обычных 
людей.
Во многих сказках, в которых присутствует образ дочери, читатель может 
сопереживать сказочной героине, которая становится невинной жертвой 
демонической Земной Матери. Хотя материнская фигура тоже обладает типичными 
феминными чертами, женщинам труднее с ней идентифицироваться, и не только 
потому, что она часто совершает дурные поступки. Ведь существуют и позитивные 
образы Земной Матери, но по большей части они слишком отчуждены от Эго, чтобы 
им можно было сопереживать. Однако в последние годы появляются характерные 
признаки того, что архетип злой и страшной ведьмы начинает овладевать женщинами.

Если задуматься, например, о процессах развития моды, киноиндустрии или 
популярной музыки — явлений массовой культуры, то можно увидеть, что с начала 
XX в. женщин стали идентифицировать с ведьмами и вампирами. С одной стороны, 
такая идентификация может свидетельствовать о том, что современной женщине 
стало многое известно о ее Тени. С другой стороны, это явственно показывает, 
что людям присущи определенные демонические черты. Человек, жизненная установка 
которого становится все более рациональной, все меньше и меньше противостоит 
идентификации с самостью. Женщине следует понять, что она является лишь сценой, 
на которой разыгрывается драма взаимоотношений матери и дочери, а вовсе не 
актрисой, исполняющей ту или иную роль.
Если из сказок братьев Гримм выбрать те, в которых более или менее полно и 
подробно представлены проблемы феминности, то мы не без удивления заметим, 
насколько часто возникает тема преследования падчерицы мачехой. (Столь же часто 
встречается тема глупого сына или сына-тугодума в сказках, ориентированных на 
проблемы маскулинности.) Создается впечатление, что сказки, в которых 
достаточно подробно описан процесс женской индивидуации, просто не могут 
обойтись без темы преследования. Остается предположить, что женщине, обреченной 
на индивидуа-цию, необходимо заключить договор с темной материнской фигурой: 
сначала предстающей в форме ее индивидуальной Тени, а затем — как часть ее 
самости.
Одна из особенностей злой мачехи заключается в том, что от нее нельзя скрыться. 
Мачеха преследует героиню до самой смерти. Эта символическая смерть — 
необходимое условие возрождения, в психологических терминах — начало осознания, 
поэтому можно утверждать, что у истоков индивидуационного процесса стоит именно 
злая мачеха. Иначе говоря, если наступает индивидуальное или коллективное 
осознание новых феминных ценностей (в таком случае в конце сказки главная 
героиня обычно становится королевой), то сначала эти ценности обязательно 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 84
 <<-