|
дворце. Она случайно укололась иголкой, и на снег под окном упали три капли
крови. Когда она увидела этот окровавленный снег, у нее появилось странное
желание: она захотела родить дочь: белую, как снег, красную, как кровь, и
темную, как черная оконная рама. Ее же лание исполнилось, но вскоре после
рождения девочки она умерла.
Это небольшое вступление дает некоторое представление о ситуации, с которой
начинается сказочная история. Королева, которая вскоре умрет, хочет родить дочь,
и ее же лание исполняется. Это значит, что в какой-то мере произошло
обновление феминности: изменился либо образ ани-мы у мужчины, либо феминная
часть личности женщины.
Сказочные женские персонажи обычно символизируют эмоциональную жизнь или
особенности человеческих отношений. Как правило, у женщин, в отличие от
большинства мужчин, проблема духовности не стоит на первом месте. Именно
поэтому мужские сказочные персонажи, особенно короли и принцы, часто
символизируют духовную установку или духовную жизненную философию.
Тогда смерть королевы можно интерпретировать как исчезновение у женщины прежней
связи со своей эмоциональной сферой, а у мужчины — как исчезновение анимы,
связанной с образом матери. Можно попытаться представить себе, что имеется в
виду, когда говорится об особенном отношении каждого человека и каждого
поколения к эмоциональной сфере, а также о том, что в ходе истории, как и в
человеческой жизни, бывают периоды обновления и возрождения. Например, в эпоху
романтизма мужчины могли громко плакать в присутствии посторонних людей.
Позднее такое поведение стало считаться неуместным. Говоря об эмоциях, мы имеем
в виду не только эмоциональные связи, существующие между людьми, но и чувства
по отношению к разного рода ценностям, в частности, в области искусства или
религии.
В нашем случае смерть королевы могла бы означать отказ от прежних эмоциональных
отношений. Однако взамен старых появляются новые эмоциональные связи,
воплощенные в образе Белоснежки. Это новое и увидела королева, когда обратила
внимание на три разных цвета. Образы королевы, которой скоро предстоит умереть,
и холодной зимы имеют символическую связь, так как зимний холод символизирует
состояние эмоциональной холодности. Зимой жизнь в природе замирает28.
28 В сновидениях людей холод и плохая погода часто символизируют депрессию. Но,
как правило, состояние депрессии порождает нечто новое.
Приходит нечто новое — Белоснежка; при этом характерно, что ее образ
сопровождает число три: сначала три капли крови, затем три цвета. Уже не
кажется случайным, что в сказке выведены три женских персонажа: королева-мать,
Белоснежка и ее злая мачеха. Известны триады древних богинь, в частности,
триада Деметры, Коры и Гекаты.
Деметра — это материнская фигура, Кора — фигура дочери, а Геката — богиня луны
и колдовства, присутствующая при похищении Коры. Богини судьбы тоже часто
образуют триады (например, три Мойры).
Позже в нашей истории появятся семь гномов, и тогда вместе с принцем, будущим
женихом Белоснежки, в сказке будет восемь мужских персонажей. Число семь
значимо, так как оно предшествует восьми. Число восемь — двойная четверица —
обычно указывает на новую целостность, а число три — на динамическое развитие в
направлении четырех, на эволюционное разделение единого целого на две
противоположности29. В таком случае мы можем говорить об эмоциональном развитии,
которое проходит через конфликт.
Единичность, или изначальная целостность, символически воплощается в образе
умирающей королевы. Она символизирует состояние, в котором человек сохраняет
свою целостность, а потому не имеет проблем, так как у него еще не
сформировались противоположности.
В этой темноте бессознательного появление Белоснежки становится лучом света.
Она — словно белый снег на темной оконной раме30. Белый цвет — это цвет
невинности и чистоты; это цвет дневного света, содержащего остальные цвета
спектра. Он может символизировать чис тоту или искренние, наивные эмоции,
которые чаще всего встречаются у маленьких девочек. Именно по этой при чине он
связан с образом маленькой девочки, особенно в начале сказки, хотя, несомненно,
имеет универсальный смысл. Во внутреннем мире мужчины тоже есть нечто,
ассоциирующееся с Белоснежкой, т. е. наивная анима, Мужчинам могут сниться
такие образы. То же самое можно сказать о фигуре злой королевы-мачехи, ибо
тщеславие и ревность нельзя назвать качествами, которые присущи только женщинам.
29 См.: A Psychological Approach to the Dogma of the Trinity // Psychology and
Religion. CW 11.
30 Если сопоставить эти цвета со стадиями алхимической трансформации, то образ
Белоснежки будет ассоциироваться с состоянием albedo, которое следует за
состоянием nigredo. У него много общего с Луной, белой госпожой алхимии. В
образе Белоснежки также можно найти определенное сходство с душой, которую в
учениях гностиков называют девой света.
В образе Белоснежки воплощаются изначальные, неподдельные эмоции, без всякой
примеси эгоистической фальши или вторичной выгоды. Характерный для нее белый
цвет может символизировать и духовность, ибо имеет прямое отношение ко всему
божественному и сверхъестественному. Он ассоциируется с чем-то неземным. С
самого начала он символизирует эмоции, которые сохраняют искренность и
наивность, ибо еще не столкнулись с неоднозначностью жизни.
Но образ Белоснежки связан и с черным цветом оконной рамы, и в особенности — с
алым цветом трех капель крови на белом снегу. Черный цвет ассоциируется со злом
и мраком, а алая кровь, контрастирующая с холодной белизной снега,
|
|