|
в ходе двадцати наблюдений в ходе арт-терапевтического процесса я заметила
изменения (1) в фокусе интеракции, (2) в способах взаимодействия ребенка и
арт-терапевта и (3) в характере их восприятия самих себя и другого. Различные
процессы изменений активизировались в разные моменты арт-терапевтического
процесса и, переплетаясь друг с другом, вели к положительным результатам. Для
того, чтобы подчеркнуть некоторые тенденции, отмечаемые вы ходе долгосрочной
психотерапевтической работы, я использовала метод графической репрезентации
наблюдений. Графическая репрезентация включает обозначение “смысловых единиц”
каждой сессии, что позволяет увидеть наиболее характерные особенности
арт-терапевтического процесса.
На диаграмме 1 отражены изменения в фокусе интеракций. На протяжении 18 сессий,
которые были мной проанализированы, арт-терапевт и ребенок фокусировались в
основном на работе с художественным материалом и создании изобразительной
продукции. Как только девочка очутилась в арт-терапевтическом кабинете, она
сконцентрировала свое внимание на художественных материалах и занялась
изобразительной деятельностью, используя ее как средство игрового
отреагирования своих потребностей и внутрипсихических конфликтов. Арт-терапевт
охарактеризовала свой подход к работе как связанный с “психотерапией через
изобразительное творчество”. Она хотела, чтобы ребенок “фокусировался на
процессе художественного творчества”. Действительно, Шейла ни разу не уходила
после сессии, не создав какого-либо произведения. Изобразительное творчество,
таким образом, рассматривалось как основная цель арт-терапевтических сессий. В
то же время, качество и роль изобразительного творчества в ходе арт-терапии
значительно варьировали. В начале моих наблюдений (наблюдения № 3 и № 4) я
отметила также усиление фокусировки ребенка и арт-терапевта на их
взаимоотношениях. При этом было видно, что ребенок пытается отреагировать свой
травматичный опыт то в работе с художественным материалом, то во
взаимоотношениях с арт-терапевтом. На этой стадии работы последняя оказывалась
нередко вовлеченной в изобразительную деятельность вместе с ребенком, помогая
девочке структурировать и сам образ, и ее переживания. В ходе некоторых сессий
девочка также пыталась вовлечь арт-терапевта в иные совместные действия или
ролевую игру; при этом арт-терапевт становилась соучастницей детских занятий.
Первый из приведенных мною эпизодов может являться примером подобной интеракции.
Таким образом, изобразительная деятельность и совместная игра ребенка и
арт-терапевта были связаны с их фокусировкой на процессе художественного
творчества (я - изобразительный материал/продукт) и их взаимоотношениях (я -
ты), благодаря чему ребенку удавалось отреагировать травматичный для себя опыт.
Нередко применение основного фокуса внимания ребенка и арт-терапевта с их
взаимоотношений на изобразительный процесс служило дистантированию от
болезненных переживаний и их лучшему контролю. Все эти сессии отличались
значительной динамикой и активностью ребенка и арт-терапевта. Данному ряду
сессий предшествовали и за ними следовали несколько сессий, в ходе которых
внимание ребенка и арт-терапевта фокусировались исключительно на
изобразительной деятельности без какого-либо внимания к своим взаимоотношениям
и самим себе. Эти сессии (наблюдения№ 1, 2, 5, 6, 7, 11 и 12) характеризовались
вниманием к формальным сторонам изобразительной деятельности, что служило
решению ряда задач, таких как : (а) дистантирование от сильных переживаний и
тревоги, связанных с присутствием на сессиях исследователя/наблюдателя и
отражающих также актуализацию травматического материала, (б) успокоение ребенка
и арт-терапевта, достигаемое за счет ритмичных манипуляций с изобразительными
материалами и пения; (в) эксперементирование с изобразительными материалами и
освоение навыков обращения с ними. Фокусировка на формальных сторонах
изобразительной деятельности (я - изобразительный материал/продукт) служила
фреймингу и структурированию арт-терапевтического процесса.
Связь между созданием изобразительной формы и осознанием ее личностного смысла
представляется особенно интересной (диаграмма 2). Оба этих процесса протекают
синхронно в той мере, в какой изобразительная деятельность служит созданию
символических образов, отражающих личностные смыслы их автора. Три сессии
(наблюдения № 8, 14 и 15) с этой точки зрения заслуживают пристального внимания.
В ходе этих сессий Шейла создала два портрета. Создание одного из них (Рис. 3,
наблюдение №8) предшествовало поворотному моменту в арт-терапевтическом
процессе, а другого (Рис. 4, наблюдение № 15) - непосредственно за ним
следовало.
Впервые на этих сессиях девочка создала целое изображение человеческой фигуры и
была полностью поглощена процессом рисования. При этом изобразительная
деятельность служила интеграции художественной формы и чувств ребенка. Она
указывала на то, что Шейла начинает воспринимать себя в качестве целостного
существа, способного идентифицировать, сохранять и выражать свой психический
опыт. Она словно впервые взглянула на себя, историю своей жизни и попыталась
посмотреть в будущее. По ее собственным словам, она стала “реальным человеком”.
Создание ею выразительного художественного образа произошло после того, как ей
удалось отреагировать свои травматичные переживания в поведении и
взаимоотношениях с арт-терапевтом, а также по окончании того этапа, когда в
своей работе девочка уделяла основное внимание формальным сторонам изображения.
Скорее всего оба эти процесса, выступающие в качестве медиаторов
изобразительной деятельности, позволили ребенку воплотить свои переживания в
художественных образах. Фокусировка на изобразительном процессе (я -
изобразительный материал/продукт) здесь служила символообразованию.
Поворотным моментом в ходе арт-терапевтического процесса (второй эпизод,
наблюдение № 10) явился тот его этап, когда действие всех вышеназванных
|
|