|
текст разговоров на множество “смысловых единиц”. “Смысловыми единицами”
называются такие фрагменты разговоров, в которых проявляются основные понятия,
которыми оперируют участники сессий (Fly 1991).
Не существует каких-либо стандартов для определения продолжительности
“смысловых единиц”. В анализируемом мной случае “смысловые единицы” отражали
последовательность интеракций между пациентом, арт-терапевтом и
материалом/продуктом изобразительной деятельности. последующий анализ
основывался на сравнении и разделении последовательных интеракций, позволяющих
идентифицировать их основные паттерны. Под изменениями в ходе
арт-терапевтического процесса имелись ввиду смена, модификация, либо изменение
направленности интеракций, ведущие к качественным изменениям повторяющихся
паттернов и тем во взаимодействии участников арт-терапевтического процесса. В
ходе анализа полученных наблюдений я стремилась сохранить баланс между двумя
его аспектами: (1) ощущениями и переживаниями, характерными для арт-терапевтаа,
ребенка и меня самой, а также (2) системным анализом паттернов взаимодействия.
Я пыталась выяснить характер ощущений и переживаний арт-терапевта и ребенка в
ходе сессий и отследить мои собственные интуитивные реакции на их действия.
Второй из приведенных выше эпизодов может рассматриваться в качестве важного
поворотного момента в ходе моих наблюдений. В ходе этой сессии мои ощущения и
чувства, связанные с совместной работой пациентки и арт-терапевта, совпадали с
их собственными ощущениями и чувствами, связанными с качественными изменениями
в характере интеракций, что знаменовало собой кульминацию арт-терапевтического
процесса.
В попытке прояснить загадочную природу позитивных изменений в ходе
арт-терапевтического процесса я использовала системный анализ. Для этого я
разработала систему кодирования (Coffey & Atkinson 1996), которая позволила бы
организовать полученные наблюдения. Данная система кодирования отражает
диалектику взаимосвязи между наблюдением и теоретизированием. Мой клинический
опыт и мой интерес к психоаналитическим определениям и той роли, которую играет
символообразование в ходе индивидуального развития и в психотерапии,
значительно повлияли на мое восприятие арт-терапевтического процесса. В то же
время, разработанная мной система кодирования была продиктованная
необходимостью лучшего понимания арт-терапии, связанного с новой и незнакомой
для меня позицией стороннего наблюдателя за ходом арт-терапевтического процесса.
Я попыталась использовать такой способ описаний, который позволил бы отразить
взаимодействие клиента и арт-терапевта с изобразительным материалом (продуктом
и друг с другом). Используемая мной система кодирования информации явилась
результатом длительного процесса наблюдений. Она позволяет описывать
наблюдаемые феномены по пяти основным осям. В данной статье будут использованы
лишь две таких оси.
Ось I - “Фокус интеракции””:
Изобразительный материал/продукт;
Психотерапевтические отношения;
Я;
Внешняя среда;
Наблюдатель.
Ось II - “Способы взаимодействия в арт-терапевтическом процессе”:
“Выплескивание” чувств и их отреагирование в поведении;
Символообразование (создание формы), внесение в форму определенного содержания;
Наблюдение и рефлексия;
Новые формы поведения и образы.
Ось III - “Структура процессов в ходе сессий”.
Ось IV - “Тематическая организация сессий”.
Ось V - “Изобразительный процесс и продукт”.
Проводя описание хода сессий по первой оси я стремилась оценить основной фокус
интеракций между пациентом, арт-терапевтом и изобразительным
материалом/продуктом. Уникальной особенностью арт-терапии является то, что
взаимодействие и игра, протекающие между пациентом и арт-терапевтом,
осуществляются не только на прямую, но и посредством изобразительного
материала/продукта. В арт-терапевтической теории и практике эти дополнительные
возможности для интеракции используются и анализируются по-разному и подчас
весьма противоречивым образом (Kramer 1971, Naumburg 1950, Robbins 1980,
Schaverien 1992). Поэтому системные исследования процесса интеракций в ходе
долгосрочной арт-терапии будут черезвычайно полезными для дальнейшего развития
ее теории и практики.
При оценки арт-терапевтического процесса по второй оси я анализирую характерные
для пациента и арт-терапевта способы взаимодействия. Разные способы
взаимодействия указывают на переход от непосредственного отреагирования
переживаний в поведении, реализуемого в форме импульсивных реакций, к таким
способам взаимодействия, которые характеризуются большей внутрипсихической
дистанцией и опорой на механизмы символообразования. Самонаблюдение и инсайт
позволяют сформировать новые творческие идеи и освоить новые формы поведения.
Хотя в современной литературе по арт-терапии можно встретить обсуждение этих
способов поведения в ходе арт-терапевтического процесса, оно касается
исключительно поведения и изобразительной деятельности пациента (Kramer 1971,
Lusebrink 1990, Wilson 1987). В своих исследованиях я пытаюсь взглянуть на эту
проблему шире и изучить поведение не только пациента, но и самого арт-терапевта,
для того, чтобы понять их влияние друг на друга, а также продуктивные и
непродуктивные формы взаимодействия между ними.
ОБСУЖДЕНИЕ: ЧТО ИЗМЕНЯЕТСЯ И ПОЧЕМУ ?
|
|