Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Руфь Ееман (Ruth Ehemann) - "Живой музей" Нью-Йорка ("Living Museum" of New York)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-
 
пронизывает до глубины души, как и работы, передающие впечатления от запертости 
внутри психиатрической больницы, похожей на тюрьму, и внутри собственного тела, 
отражающие атмосферу бюрократизма, временного и пространственного ограничения в 
тотальных учреждениях. 
В этой комнате, например, стоит большой сосуд, сделанный из колючей проволоки, 
высотой около двух метров и диаметром в полтора метра, заполненный тысячами 
смятых чистых листов почтовой бумаги со штампами Кридмура. Это символ 
бюрократии, внутренней пустоты, недостатка в общении с внешним миром. Уложенные 
в центре комнаты блокноты олицетворяют собой историю болезни, отсчёт дней, 
наподобие отметок, которые делают тюремные заключённые, чтобы вычислить день 
своего освобождения. 
В “Общей комнате” “Живого музея” всё не так, как обычно. Здесь не один 
телевизор, стоящий в центре комнаты, а целый набор из приблизительно двадцати 
разных телевизоров— маленьких, больших, цветных и чёрно-белых, установленных 
рядами и друг над другом. Все они включены, но не все работают безупречно, на 
некоторых есть только изображение. По нескольким телевизорам идут различные 
программы, все без звука, просто поток изображения и информации. Особенность 
телевизоров состоит в том, что все они отличаются своеобразием— покрыты 
надписями, некоторые целиком закрашены краской, которая в определённых местах 
просвечивается. В этой комнате существует не одна альтернатива— смотреть 
телевизор, либо курить— но, собственно говоря, возможность оформлять 
пространство и определять поведение, собственной интерпретацией современного 
мира дополнять представления других людей, а не воспринимать предписанные 
изображения. 
В Музыкальной комнате два раза в неделю собирается группа пациентов и проводит 
“джэм-сессию” под руководством двух нью-йоркских музыкантов, играя на 
разнообразных инструментах, импровизируя и создавая собственные произведения. 
Здесь существует богатый выбор инструментов на любой вкус, а также качественное 
оборудование, позволяющее записывать сочинённые песни. Песни, текст и музыка 
которых пишутся исключительно пациентами. В настоящее время их репертуар 
насчитывает около сорока песен. 
Фотографии здесь также уделено большое внимание: под руководством фотографа 
пациенты создают портреты друг друга. Таким образом возник внушительный коллаж 
из изображений отдельных людей, чья индивидуальность создаёт атмосферу “Живого 
музея”. Музей является открытым для общественности при условии подачи 
предварительной заявки. Пациенты имеют возможность заниматься творческой 
деятельностью с понедельника по пятницу с 9 до 12 и с 14 до 17-ти часов. 
Как правило, здесь ежедневно занимаются от 20-ти до 30-ти пациентов. Вход и 
выход из музея не затрудняют запертые двери, они остаются открытыми в любое 
время. Поэтому летом многие пациенты остаются в прилегающем заросшем саду 
“Живого музея”, сидят, отдыхают, наслаждаются летним воздухом, некоторые 
стихийно создают скульптуры в стиле “лэнд-арт” из того, что могут найти вокруг 
себя, чтобы затем найти им место в окружающей природе. “Живой музей” открывает 
не только внутренние границы психиатрического комплекса: он является 
своеобразным наставником для художников, имеющих психические отклонения, 
представляя их миру. Янос Мартон организует выставки в галереях и музеях в 
Нью-Йорке и других городах Соединённых Штатов, а по возможности и в Европе. 
Преимущество “Живого музея” состоит в том, что он не обязан подчиняться законам 
художественного рынка, как это должны делать, например, художники из Гуггинга. 
Здесь никто не принуждён создавать картины на продажу в силу независимости от 
какого бы то ни было рыночного давления. Если выставка проводится за пределами 
Музея, художники могут присутствовать на её открытии с особого разрешения 
властей, получая, таким образом, возможность общения с широкой публикой. 
Поэтому в глазах многих пациентов Музей является мостом, соединяющим их с 
внешним миром, с реальностью. 
Ещё один своеобразный мост был наведён благодаря документальному фильму “Живой 
музей”, снятому лауреатом премии Оскар Джессикой Ю (Jessica Yu). Фильм был 
создан по заказу НВО— одного из крупнейших американских телеканалов— и 
демонстрировался на всей территории США, а также на многочисленных 
кинематографических фестивалях. В своём фильме Джессика Ю очень проникновенно 
рассказывает о работах отдельных художников и их жизненном пути. Этот фильм 
нашёл широкое признание и ознаменовал собой дальнейший шаг на пути 
популяризации идеи творческих центров в психиатрии. Он стал отправной точкой 
для создания нескольких новых проектов подобного характера. Различные 
телевизионные программы, а также статьи в печати распространили идею “Живого 
музея” и в других странах. 
Мост во внешний мир сооружался “Живым музеем” на основе различных предпосылок: 
с одной стороны, благодаря его открытости— гости могут посетить его, подав 
соответствующую заявку, как в группе, так и самостоятельно. Многие художники 
приходят сюда в поисках общения со своими коллегами, чьё мировосприятие 
зачастую является отражением глубочайших психических переживаний, следствием 
пороговых состояний, вызванных той или иной болезнью или навешивания 
общественного ярлыка, послуживших причиной помещения в психиатрическое 
учреждение. 
Однако не только общество имеет возможность тесного приобщения. По 
замечательному высказыванию Яноса Мартона, в искусстве, будь то сознательно или 
бессознательно, раз за разом преодолеваются как психические, так и физические 
границы. Процесс формирования символического образа не стеснён запретами, любые 
фантазии могут быть символически воплощены и переданы. Создание произведений и 
наличие зрителя предоставляет художникам ценную возможность с помощью своего 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-