|
проницаемость границ изнутри наружу. “Живой музей” это ориентированное на
длительный срок концептуальное художественное действо, в котором, по причине
его постоянной трансформации, застой кажется немыслимым. Однако, прежде чем я
углублюсь в рассмотрение данной темы, я бы хотела описать месторасположение и
различные помещения “Живого музея”.
В центре нью-йоркского района Квинс, на Винчестер Бульвар находится обширный
участок, на котором расположен учреждённый государством Психиатрический центр
Кридмур. На площади в 140 Га размещаются главный корпус, 17-этажное высотное
здание, а также множество других не столь внушительных и современных, местами
несколько обветшавших зданий из жжёного кирпича. Некогда эта лечебница была
спроектирована для размещения в ней более чем семи тысяч пациентов. Сегодня, в
виду проведения социально-психиатрической реформы, которая предполагает
создание специализированных общежитий для людей, страдающих психическими
расстройствами, здесь лишь около 500 мест. По причине указанного сокращения и
вопреки тому, что различные фирмы занимают свободные площади, в настоящее время
некоторые наиболее старые постройки всё ещё пустуют, образуя своеобразный город
призраков.
Исключение составляет здание, которое изначально, с 1920 года, вмещало кухню и
столовую. В 1983 году польский художник Болек Гречиньски, а также психолог и
художник доктор Янос Мартон вместе с пациентами получили его в своё
распоряжение, дабы провести ремонт, вдохнуть в здание новую жизнь и создать
здесь “Живой музей”, целиком и полностью посвящённый искусству.
На протяжении последних десяти лет он беспрестанно разрастался за счёт картин,
предметов, инсталляций, поэзии и многих других форм художественного выражения
более чем 500 пациентов, являя намного большее разнообразие, чем, к примеру,
“Мерцбау” Курта Швиттера, если попытаться сравнить этот инновативный проект с
музеем истории искусства.
“Живой музей” отличает просторный центральный зал, к которому примыкают
отдельные комнаты (бывшие столовые). Прямо у входа находится общая комната, в
которой сразу же можно заметить письменный стол руководителя доктора Яноса
Мартона. Столы и стулья расставлены по кругу, с тем чтобы у группы пациентов,
занимающихся творчеством— самостоятельно, либо совместно— возникало чувство
общности и сплочения. Остальные десять комнат используются, главным образом, в
качестве художественных ателье отдельных художников, а также как выставочные
залы. Центральный зал освещается через окно в крыше сквозь конструкцию из
стальных балок, к которым посередине прикреплена внушительных размеров
алюминиевая вытяжка, обставленная в форме четырёхугольника с ещё сохранившимися
жаровнями из высококачественной стали для приготовления пиццы.
Можно окинуть взглядом центральный зал, стоя у окружной балюстрады верхнего
этажа и отправиться на ознакомительную экскурсию по следующим помещениям.
Любопытно тематическое и концептуальное деление: каждая из комнат украшена
художественными работами пациентов на темы, имеющие в их жизни центральное
значение— “Родной дом”, “Рабочее место”, “Церковь” и “Больница”. Множество
различных изобразительных и языковых форм выражения на данные темы образуют
инсталляции. В “религиозной комнате” (“religious room”), к примеру,
соприкасаются друг с другом все религии мира, соединяясь в целостной и сложной
инсталляции. Таким образом внутри темы “Церковь” отражаются и сопоставляются на
основе равенства различные религии и мировоззрения. Рядом с религиозными и
духовными образами находят своё место работы, концентрирующие внимание
наблюдателя на человеческом бытии как таковом. Некоторые из них свидетельствуют
о неизмеримых страданиях, которым подвергаются иногда беззащитные люди.
Несмотря на то, что здесь меня захватывают размышления о собственной жизни и
смерти, помещение создаёт отрадную атмосферу, способствующую успокоению и
самоуглублению. Я с удовольствием уединяюсь здесь, чтобы поразмышлять, обрести
новые стимулы для моей собственной деятельности и обогатиться свежими
творческими идеями.
Внутренний двор “Живого музея” озеленён бесчисленным количеством растений,
вьющихся вокруг скульптурных композиций, чей замысел перекликается с темами
живописных изображений. Здесь мы являемся свидетелями того, как развитие и
преображение соперничают с самим временем. Многие пациенты задерживаются в этом
прекрасном саду, а некоторые из них взяли на себя обязанности по уходу за
растениями, что позволяет им быть непосредственными участниками процесса роста,
цветения и видоизменения. Ведь эти растения, вырабатывают для нас воздух,
который мы воспринимаем в различных помещениях и который сохраняет нам жизнь.
Их прекрасный запах увлекает нас в поэтические высоты, а их эфирные масла дают
нам здоровье. Растения, однако, переживают не только процесс цветения, но и
увядания, отмирания и превращения в почву, из которой они некогда произошли.
Природный круговорот таким образом может быть здесь не просто познан
символически, но и непосредственно наблюдаем.
К саду примыкают помещения, обозначенные как “Дом, милый дом”. Они обставлены в
домашнем вкусе. Здесь в равной степени предусмотрены места для сна, принятия
пищи и работы. Однако функциональность помещений не ограничивается
соответствующими типами мебели. Напротив, каждый предмет здесь превращён в
произведение искусства. Многие пациенты принимали участие в формировании общего
облика, которое никогда не прекращается, как и во всех остальных помещениях
“Живого музея”.
Инсталляция, находящаяся в комнате под названием “Больница”, очень выразительно
передаёт давящее чувство от постоянной однообразности и стереотипов тотального
учреждения. Ощущение отчаяния от невозможности как-то повлиять, что-то изменить
в этом забытом всеми мире, в котором словно жерновами перемалывают людей,
|
|