|
«Я слишком стар, чтобы быть писателем» – ещё одна распространенная жалоба. В
ней нет ничего, кроме себялюбивой чепухи. Рэймонд Чандлер начал публиковаться,
когда ему было далеко за сорок. Превосходный роман «Жюль и Джим» был создан
писателем, разменявшим восьмой десяток.
«Я слишком стар» – это всего лишь тактика уклонения. Её всегда применяют для
того, чтобы избежать встречи со страхом.
А теперь давайте посмотрим на другую сторону медали: «Я смогу позволить себе
попробовать это, когда выйду на пенсию». Любопытная разновидность все того же
стремления сохранить высокое самомнение. Современная культура прославляет
молодежь и предоставляет ей свободу экспериментировать. Пожилыми она
пренебрегает, но все-таки оставляет им право быть немного не в своем уме.
Многие творческие люди, застрявшие в творческом тупике, убеждают себя, что
они и слишком стары, и слишком молоды, чтобы следовать за своей мечтой. Будь
они свихнувшимися стариками, они бы попробовали. Будь они молодыми и глупыми –
тоже. В любом случае, некоторое сумасшествие – необходимое условие для
творческого порыва. Мы не хотим показаться чокнутыми. А проба чего-то подобного
(что бы то ни было) в таком возрасте (каким бы он ни был) непременно покажется
сумасбродством.
Да, может, и так.
Творчеством занимаются в мгновение настоящего, и это мгновение не имеет
времени. Мы понимаем это, когда начинаем процесс творческого возрождения. «Я
снова почувствовал(а) себя ребёнком», – наверняка говорили вы после удачного
творческого свидания. Дети непосредственны и безотчетны, мы, оказавшись в
творческом потоке, – тоже.
«Сколько времени мне понадобится, чтобы научиться этому?» – спрашиваем мы
себя, стоя на обочине желанного творческого пути.
«Может быть, год, чтобы добиться мастерства, – раздается ответ. – Как
сложится».
Застрявшим в тупике художникам год – а то и несколько – может показаться
целой вечностью. Но все дело в нашем самолюбии, которое играет с нами злую
шутку, отговаривая браться за дело. Вместо того чтобы позволить себе творческие
странствия, мы сосредоточиваем внимание на продолжительности путешествия. «Это
так долго», – говорим мы себе. Может быть, однако каждый день – всего лишь ещё
один день, проведенный в движении, а если это движение направлено к нашей цели,
тогда оно доставляет нам и огромное удовольствие.
В основе анорексии как уклонения от творчества лежит отрицание процесса. Нам
нравится сосредоточиваться на мастерстве, которым мы уже овладели, или на
произведении искусства, которое уже создали. Такое внимание к окончательному
продукту пренебрегает тем, что творчество базируется на «делании», а не на
«сделанном».
«Я пишу пьесу» – звучит куда более волнующе, чем «Я написал(а) пьесу», пусть
второе обычно льстит самолюбию. «Я беру уроки актерского мастерства» намного
интереснее, чем «Когда-то я брал (а) уроки актерского мастерства».
В некотором смысле творческий процесс никогда не подходит к концу.
Невозможно научиться играть на сцене, потому что всегда есть чему ещё учиться.
Вероятно, нельзя закончить и съемку фильма, потому что вам всегда будет
хотеться что-нибудь доделать и переделать, даже годы спустя. Если продолжать
работать, вы будете знать, что могли бы сделать и что делать дальше. Это не
значит, что выполненная работа ничего не стоит. Совсем наоборот. Это значит
только то, что делать работу – значит намечать для себя путь к новой и более
совершенной работе в будущем.
Когда мы сосредоточены на процессе, наша творческая жизнь сохраняет ощущение
приключения. Когда же внимание обращено на конечный продукт, творческая жизнь
может казаться бессодержательной и глупой. Мы наследуем одержимость результатом
и убеждение, что цель творчества – производить законченные изделия от нашего
потребительски настроенного общества. Такая установка загоняет все больше людей
в творческий тупик. Как практикующие художники, мы иногда хотим
поэкспериментировать с новой творческой идеей, но не знаем, куда она нас
заведет. Мы беспокоимся, как это отразится на нашей карьере. Зацикливаясь на
необходимости представить что-то в доказательство наших усилий, мы часто
смиряем собственное любопытство. Каждый подобный поступок закрепляет нас в
творческом тупике.
Ссылка на возраст как препятствие на творческом пути тесно связана с
вредоносным мышлением, нацеленным на готовый продукт. Мы сами устанавливаем
подходящий возраст для определенных событий: окончание вуза, поступление в
институт, написание первой книги. Это искусственные рамки: наше эго требует от
нас завершить что-то, когда в действительности мы хотели бы начать что-то новое.
«Если бы я не думал, что буду похож на идиота, сидя рядом с молодыми
ребятами, то решился бы пойти на курсы импровизации».
«Если бы мое тело было хоть немного похожим на то, каким оно было двадцать
лет назад, я бы записалась в школу танцев».
«Если бы я не думал, что семья будет считать меня старым дураком и козлом, я
бы снова начал играть на фортепьяно. Я ещё помню кое-что с музыкальной школы».
Если все эти отговорки потихоньку теряют свою убедительность для вас, тем
лучше! Спросите себя, не пользовались ли вы сами аргументами такого рода. А
потом задайте вопрос: сможете ли вы набраться скромности и заняться чем-нибудь,
вопреки тому, что говорит вам ваше самолюбие?
Благо быть новичком – всегда наилучшая молитва творческого человека.
Скромность и открытость новичка ведут к поиску новых открытий, а этот поиск – к
|
|