|
произойти, даже если бы я и не взяла все в свои руки, но могло бы и не
произойти. С 1974 года я в поте лица трудилась как сценарист. Я писала – и
продавала – художественные и документальные, полно- и короткометражные фильмы и
телесериалы. Я сняла один художественный фильм и полдюжины короткометражных.
Менее заметной была моя работа над редактированием сценариев, отмеченная в
титрах или нет, за деньги или по любви.
Вдобавок я написала более ста статей, интервью, заметок о фильмах,
тенденциях, эстетике, когда усердно работала для таких изданий, как «Роллинг
стоун», «Нью-Йорк таймс», «Виллидж войс», «Нью-Йорк», «Нью-Вест», «Лос-Анджелес
таймс», «Чикаго трибюн» и, более всего, для «Американ филм», где много лет была
вторым редактором. Короче, я отдала дань любимому виду искусства.
Откуда взялось такое гидроголовое многообразие? Дело в том, что я люблю кино,
люблю его снимать и не хотела, чтобы неудачи сбили меня с пути. Я научилась,
пережив потерю, спрашивать себя «Что дальше?», а не «Почему я?».
Каждый раз, когда я спрашивала себя: «Что же теперь делать?», я продвигалась
вперед. Каждый раз, когда окончательным ответом было «нет», я останавливалась и
застревала. Я убедилась, что залог успешной карьеры – самосовершенствование и
выбор.
Судьбы долго и плодотворно работающих мастеров подтверждают этот вывод.
Известный видеографик Ширли Кларк начинала карьеру как танцовщица. Впервые она
попробовала себя в роли режиссера, чтобы создать хотя бы несколько грамотных
фильмов о танце. Получив широкую известность как первоклассный режиссер в
Европе и Америке, а также приглашения на американские киностудии, Кларк стала
первым американским режиссером, снявшим картину в Гарлеме, исследовавшим
возможности ручной камеры. Джон Кассаветес, Мартин Скорсезе и Пол Шредер††††
говорят о Ширли как о главном генераторе идей в кино. Увы, она была женщиной и
жила в трудное время. Когда её доходы от кино начали иссякать, она стала одним
из первых видеохудожников и работала с Сэмом Шепардом, Джозефом Паппом,
Орнеттом Колмано쇇‡‡. Кларк хорошо знает, что в движущуюся мишень сложнее
попасть. Когда на одном направлении она заходила в тупик, то не долго думая
находила иной путь.
Анналы кинематографа изобилуют подобными примерами. Элиа Казан, оказавшись в
опале как режиссер, начала писать романы. Джон Кассаветес, сам блестящий актер,
играл в кино, чтобы заработать денег для собственных фильмов, слишком
нестандартных по мнению голливудских киностудий. «Если они не хотят делать из
этого фильм, его сделаю я», – говорил Кассаветес и поступал как говорил. Не
позволяя себе заходить в творческий тупик, он искал другие двери.
У нас не было бы возможности наслаждаться прекрасным сериалом «Сказочный
театр», если бы актриса-продюсер Шелли Дюваль сидела дома и жаловалась на
неудачи в актерской работе, вместо того чтобы обратить свою энергию в другое
русло. «Non illegiimi te carborundum», – гласила, по слухам, надпись на стенах
лагерей военнопленных. В вольном переводе это примерно следующее: «Не дай
ублюдкам себя сломить».
Художники, которые верны этому закону, выживают и процветают. Секрет здесь в
действии. Боль, из которой сразу же не извлекают заряд энергии, стынет в
свинцовом сердце, а тогда любой поступок совершить тяжело.
Столкнувшись с потерей, немедленно сделайте что-нибудь, чтобы поддержать
своего внутреннего художника. Даже если все, на что вы решитесь, будет покупкой
букета тюльпанов и блокнота для эскизов, своим действием вы скажете: «Я осознаю
тебя и твою потерю. Обещаю тебе достойное будущее». Как всякому ребёнку, вашему
художнику просто необходимо, чтобы мама ласково приговаривала: «Ой, должно быть,
тебе очень больно! Не расстраивайся, хочешь, дам тебе что-то вкусненькое, спою
колыбельную, пообещаю что-нибудь хорошее…».
Один мой друг-режиссер рассказывает, что в худшие свои вечера накануне
премьеры нового фильма, когда ожидает крушения карьеры и уверен, что больше
никогда не возьмется за работу, сидя один в темноте, он так успокаивает себя
перед сном: «Если я не могу снимать на 35 миллиметров, то все равно могу
перейти на 16. Если и на 16 я не способен, тогда придется снимать видео. А если
не видео, остается супер-8».
ВОЗРАСТ И ВРЕМЯ: ПРОДУКТ И ПРОЦЕСС
Вопрос: Знаешь, сколько мне будет лет, когда я наконец научусь играть на
фортепьяно?
Ответ: Столько же, сколько будет, если не научишься.
«Я слишком стар для этого», как и «У меня на это нет денег», – очередная
Великая Ложь, которой мы пользуемся, чтобы воздержаться от дальнейшего анализа
и оставаться в творческом тупике. «Я слишком стар», – говорим мы себе, стремясь
избежать переживаний, связанных с ударами по самомнению, неминуемыми для
новичков.
«Я слишком стара, чтобы поступать на режиссерский факультет», – говорила я
себе в тридцать пять. Когда я на него поступила, то обнаружила, что и правда
старше своих однокурсников на пятнадцать лет. А ещё я обнаружила, что у меня
было намного больше жажды творчества, больше жизненного опыта и выше скорость
обучения. Теперь, когда мне представилась возможность самой преподавать на
таком же факультете, я вижу, что часто моими лучшими студентами становятся те,
кто начал довольно поздно.
«Я слишком стар, чтобы быть актером», – часто жаловались мои студенты (не
без доли артистизма). И они не всегда были рады услышать, что это не так.
Блестящий актер Джон Махони попробовал себя в этой профессии. Сегодня, через
десять лет с начала успешной карьеры, он занят на три фильма вперед и работает
с лучшими режиссерами мира.
|
|