|
самосознание. Мы убедились, как много в наших мыслях негатива и страха, как
ужасает нас возможность прийти туда, куда мы стремимся, прислушавшись к
собственному творческому голосу и последовав его советам. Мы начали надеяться и
в то же время бояться этой надежды.
Продвигаться к духовной зависимости нужно постепенно, что мы и делали: шаг
за шагом, с каждым днем мы все более верны себе, все более восприимчивы к добру.
К нашему удивлению, все это сказывается и на отношениях с людьми. Оказывается,
вполне реально общаться искренне, говоря и выслушивая правду, и относиться
намного позитивнее и к тому, и к другому. Теперь мы судим себя и других намного
реже. Почему? Утренние страницы как свободный поток сознания постепенно
преодолевают нашу косность, зацикленность на определенных идеях и взглядах. Мы
начинаем замечать, что наши настроения, подходы и представления непостоянны.
Приобретаем ощущение движения, совершающихся перемен. Это течение или река –
благодатный поток, выносящий на берега самых подходящих для нашей жизни друзей,
указывающий нам наше предназначение.
Зависимость от создателя внутри нас – это свобода от любой другой
зависимости. Удивительно, но это ещё и единственное условие настоящей близости
с другими людьми. Избавившись от страха оказаться брошенными на произвол судьбы,
мы обретаем смелость жить более спонтанно. Окружающие, у которых теперь нет
необходимости то и дело нас подбадривать, могут уже безоглядно отвечать нам
любовью, не ощущая никакого гнета.
Прислушиваясь к ребёнку-художнику, живущему в нас, мы позволяем ему
чувствовать себя безопаснее. И благодаря этому он разговаривает с нами все
более внятно. Даже в самые черные дни мы слышим его негромкий, но оптимистичный
голос: «Ты все ещё можешь сделать то-то, или, может быть, интересно было бы
попробовать то-то».
Большинство из нас замечают, что, ведя утренние страницы, становятся менее
суровыми. Возрождение – это поиски реки и добровольное погружение в её течение
с омутами, порогами, стремнинами и всем прочим. Мы удивляем себя, говоря «да»,
а не «нет» новым возможностям. Высвобождаясь из старых представлений о себе,
обнаруживаем, что наше новое растущее «Я» может получить удовольствие от самых
неожиданных и необычайных приключений.
Мишель, вечно занятая и нацеленная на карьеру адвокат, записалась на уроки
фламенко, которые пришлись ей по душе. Её дом – в прошлом выставка последних
достижений мебельной промышленности – вдруг начал наполняться тропическими
растениями, разбросанными повсюду подушками, чувственными благовониями. Южные
краски распустились на стерильно белых стенах. Впервые за долгие годы Мишель
позволила себе что-то приготовить, а потом и сшить. Она продолжала успешно
работать, только жизнь её озарилась радостью. Девушка стала больше смеяться и
даже выглядела привлекательнее. «Не могу поверить, что я все это делаю!» –
восторженно объявляла она, отваживаясь на очередную рискованную затею. А потом
говорила: «Не могу поверить, что не делала так раньше!».
Бережно изучая собственные возможности, мы начинаем склоняться к творческому
росту. Заменяя «никогда!» на «может быть», открываем дверь тайне и волшебству.
Этот новый положительный подход и говорит о зарождающемся доверии. Мы ищем
теперь хорошие стороны даже в том, что кажется нам неприятностями. Большинство
утверждают, что, работая с утренними страницами, они лучше относятся к самим
себе. Уже не ощущая безысходности, мы перестаем быть резкими и грубыми.
Сострадание – один из первых плодов возвращения нашего творческого процесса
Творцу.
Ощущая все большую любовь и доверие к нашему внутреннему компасу, мы теряем
страх перед близостью, потому что больше не путаем близких нам людей с высшей
силой, которую познаем. Одним словом, мы учимся отказываться от идолопоклонства
– обожествления людей, мест или вещей и зависимости от них. Вместо этого мы
переносим зависимость на сам источник, который удовлетворяет наши нужды с
помощью людей, мест и вещей.
В это утверждение многим из нас очень сложно поверить. Нам свойственно
полагать, что, для того чтобы что-то произошло, мы должны выйти на улицу и
потрясти ближайшие деревья. Не буду отрицать, что трясти деревья – полезное
занятие. Я бы даже сказала – необходимое. Я называю его работой ног. Однако
хочу заметить, что, хоть без нее и не обойтись, я редко видела, чтобы она
приносила непосредственную пользу. Скорее это выглядит так, будто мы трясем
яблоню, а Вселенная поставляет нам апельсины.
Снова и снова я наблюдала за тем, как возрождающиеся художники выполняли
работу ног – приобретали внутреннюю ясность, сосредоточивали внимание на мечтах
и радостях и делали несколько шажков в сторону мечты – только для того, чтобы
Вселенная распахнула перед ними неожиданную дверь. Одна из главных задач
творческого возрождения – научиться принимать такую щедрость.
ЛОВУШКА ЦЕЛОМУДРИЯ
У художника должно быть время бездействия, праздности. Чтобы защитить наше
право на такую привилегию, требуются смелость, убежденность и упорство. Зона
тихого уединения может с удивлением быть воспринята близкими как знак
отчуждения от них. Так и есть.
Но творческому человеку уединение просто необходимо. Без него художник
внутри нас чувствует себя болезненным и раздражительным. А если ему приходится
долго терпеть, он замкнется в себе и станет унылым и неприветливым. В конце
концов мы превратимся в загнанных в угол животных, ворчащих на членов семьи и
друзей, мечтающих, чтобы те оставили нас в покое и перестали требовать от нас
невыполнимого.
Между тем невыполнимого требуем только мы сами, ожидая, что наш внутренний
|
|