|
осенний свет».
Не случайно выбрано слово «переливался». Потеря любимого глубоко ранила
Сартон, а с любования хризантемой и сосредоточенности на деталях началось её
исцеление.
Исцеление – всегда награда за внимание. Оно, исцеление, может начаться с
заживления конкретной раны – травмы из-за потерянной любви, болезненного
ребёнка, разбитой мечты. В конце концов утихает боль, которая сильнее любой
другой боли: боль от того, что все мы, как сказал Рильке, «невыразимо одиноки».
А внимание – это в первую очередь воссоединение. Я узнала об этом так же, как и
о многом другом, – совершенно случайно.
Когда разбился вдребезги мой первый брак, я переехала в стоящий особняком
дом на Голливудских холмах. Намерения у меня были предельно простыми –
переживать утрату в одиночестве. Никого не видеть и никому не показываться на
глаза, пока острая боль не пройдет. Я собиралась совершать одинокие прогулки и
страдать. Но вышло так, что, хотя я и ходила на прогулки, планы мои не
осуществились.
На третьем витке дороги я познакомилась с полосатой кошкой. Она жила в
ярко-голубом доме вместе с огромной собакой, которую явно недолюбливала. Я
узнала все это, несмотря на свои страдания, уже через неделю. Сначала мы просто
гуляли вместе с кошкой, а потом завели долгие разговоры о том, что объединяет
нас, одиноких женщин.
Мы обе восхищались экстравагантной алой розой, что пробралась на дорогу из
соседского сада. Обе любили наблюдать за бледно-лиловым потоком цветущей
джакаранды††, ниспадавшим с ветвей. Алиса (я однажды слышала, как её звали в
дом), играя, касалась цветков лапкой.
Джакаранда отцвела, а розовый сад обнесли дощатой изгородью. К тому времени
я продлила свой прогулочный маршрут на пару километров и подружилась с другими
кошками, собаками и детьми. Когда алая роза скрылась за забором, я обнаружила
чуть поодаль дом с огороженным мавританским газоном и пестрым попугаем,
которого очень полюбила. Восхитительно пестрый, полный планов и страстей, он
напомнил мне о бывшем муже. Боль переплавлялась в нечто более ценное: опыт.
Я замечаю, что, ведя речь о внимании, то и дело пишу о боли. Это не случайно.
Может, у других это не так, но меня именно боль научила быть внимательной.
Именно тогда, когда будущее казалось слишком ужасающим, чтобы вглядываться в
него, а прошлое – слишком мучительным, чтобы о нем вспоминать, я выработала
способность быть внимательной к настоящему. Только в протекающем мгновении я
чувствовала себя в безопасности. По отдельности каждый миг всегда был терпим. В
каждый такой миг у всех все всегда хорошо. Вчера мог распасться брак. Завтра
может сдохнуть кошка. Долгожданный звонок от любимого может так и не раздаться.
Но в данное мгновение, именно сию секунду, все хорошо. Я вдыхаю и выдыхаю.
Осознав это, я начала замечать красоту каждого мига.
В тот вечер, когда мне позвонили и сказали, что умерла мама, я накинула на
плечи свитер и вскарабкалась на высокий холм за моим домом. Из-за пальм
вставала огромная снежная луна. Ночью она повисла над садом, заливая серебром
кактусы. Теперь, вспоминая мамину смерть, я вижу перед собой ту снежную луну.
Поэт Уильям Мередит заметил, что нельзя сказать о человеке худшего, чем «Он
был невнимателен». Когда я думаю о бабушке, то вспоминаю, как она возилась в
саду и одна её маленькая загорелая грудь при этом время от времени
выскальзывала из ситцевого платья, которое бабушка шила себе на лето. Я помню,
как она показала мне на трехгранные тополя в овраге у подножия крутого склона
около дома – этого дома семья вот-вот должна была лишиться из-за долгов. «Их
любят пони, потому что они дают тень, – сказала бабушка. – А мне они нравятся,
потому что серебрятся, когда зеленые».
ДОРОЖНЫЕ ПРАВИЛА
Чтобы способствовать своему творческому самовыражению, я должен (должна):
1. Доверять себя листу бумаги. Использовать его, чтобы отдохнуть, помечтать,
попробовать что-нибудь новенькое.
2. Исправно наполнять колодец воображения, заботясь о художнике, живущем во мне.
3. Ставить перед собой небольшие достойные цели и достигать их.
4. Просить у Великого Творца поддержки, смелости и скромности.
5. Помнить, что для творческого человека труднее и мучительнее пребывать в
тупике, чем действовать.
6. Внимательно относиться к присутствию в моей жизни Великого Творца, к его
помощи и управлению моим внутренним художником.
7. Выбирать друзей, которые служат мне опорой в работе, а не ограничиваются
разговорами о ней и о том, почему я ничего не делаю.
8. Помнить, что Великий Творец любит творчество.
9. Помнить, что моя задача – делать дело, а не критиковать сделанное.
10. Повесить над рабочим столом надпись: «Великий Творец, я позабочусь о
количестве. А ты – о качестве».
ЗАДАНИЯ
1. Позитивное чтение. Каждый день, утром и вечером, сосредоточьтесь и
перечитайте про себя «Основные принципы». Внимательно следите за любыми
изменениями в вашем отношении к себе. Не удается ли уже потихоньку оттеснять в
сторону скептицизм?
2. На что вы тратите время? Перечислите пять своих основных занятий за неделю.
Сколько времени вы потратили на каждое? Чем вы занимались потому, что хотели, а
чем потому, что надо? Какую часть времени вы потратили, помогая другим и
оставляя на потом собственные нужды? Как насчет ваших «застопоренных» друзей –
|
|