|
христианство. Но к этому она добавляет и нечто другое. Запрещать это другое не
значит настаивать на христианстве, но это значит настаивать на ограниченности
христианства; это значит поступать так, как поступали те, кто о Копернике,
Галилее и о Джордано Бруно говорил то, что я уже приводил выше. Можно легко
увидеть, какая логическая ошибка лежит в основе этих высказываний. Те, кто
приходит и заявляет: "Ведь вы говорите о космическом Христе, живущем также и в
далях Вселенной, поэтому вы гностик ", совершают ошибку, аналогичную следующей.
Допустим, что один человек задолжал мне 30 крон.Теперь он отдает мне деньги, но
отдает 40 крон, потому что 10 крон он добавляет мне взаймы. Если я теперь
скажу:"Он не выплатил мне долг, ведь он дал мне не 30, а 40 крон" - не глупую
ли ошибку я совершаю?! Но если люди приходят и говорят защитникам духовной
науки: "Вы говорите нам не только то, что говорим о Христе мы, но вы добавляете
к этому еще нечто", - то эти люди не замечают, какую чудовищную ошибку они
совершают, потому что они высказываются исходя из своего пристрастия, а вовсе
не объективно. Пусть они лучше скажут о том, имеют ли для них значение открытия
духовной науки. И это уже будет зависеть от осознания ими своих потребностей.
Можно было бы, конечно, отвергнуть так же и Коперника, Галилея и Джордано Бруно.
Но нельзя утверждать, что духовная наука не может внести вклад в изучение
христианства или что она враждебна ему.
И еще необходимо сказать, если речь идет об отношении духовной науки к
христианству. Человечество изменяется, продвигаясь в отдельных человеческих
жизнях от эпохи к эпохе. Наши человеческие души проходили через земные жизни в
те эпохи, когда Христос еще не был соединен с Землей и они будут продолжать
проходить через земные жизни, в которых Христос уже соединился с Землей. Теперь
Христос живет в каждой человеческой душе. И если человеческая душа все больше и
больше углублется, снова и снова проходя через земные жизни, то она становится
все более самостоятельной и все более внутренне свободной. Поэтому она и
нуждается все в новых инструментах для понимания древних истин, она должна все
дальше продвигаться вперед, исходя из этой внутренней свободы. Так что
необходимо сказать: Именно потому, что духовная наука познает глубину, истину и
значение христианства, она так уверенно возвещает эти древние христианские
истины в новой форме. Пусть тот, кто не желает расставаться со своими
предрассудками, полагает, что духовная наука наносит христианству вред. Тот кто
внимательно вникнет в культуру современности, обнаружит, что именно те люди,
которые не могли быть христианами по-старому, благодаря духовной науке смогли
убедиться в истине христианства. Ибо то, что духовная наука в состоянии сказать
о христианстве, она может сказать каждой душе, потому что Христос, о Котором
говорит духовная наука, может быть найден в каждой человеческой душе. Но она
может также сказать и то, что признает Христа Существом, однажды реально
вступившим в человеческие души, в земной мир благодаря Мистерии Голгофы. Вера
не должна страшиться знания, так как объекты веры, восходящие к духу, не должны
страшиться света знания. И таким образом духовная наука завоюет для
христианства те души, которые могут прийти к нему, только если к ним обратится
не пророчествующий основоположник религии, а простой ученый, указывающий на то,
что можно найти в области духовной науки, и заставляющий звучать струны,
существующие в каждой душе.
Духовным исследователем может стать каждый человек; пути для этого вы можете
найти в вышеназванных книгах. Но даже тот, кто не является духовным
исследователем, может проникнуться этой истиной, если он позволит истине
непредвзято воздействовать на себя, иначе он не сможет освободиться от
предубеждений. Все истины заложены в душе человека. Может быть, не каждый
человек имеет возможность созерцать духовную истину как духовный исследователь,
но если уж наше мышление выходит за рамки чувственного мира, то оно позволит
нам понять и духовного исследователя, желающего обратить наше внимание на
исследуемое им на его духовном пути. А он хочет обратить внимание только на то,
что есть истины, которые могут прорастать в каждой душе, ибо они в каждой душе
уже заложены.
В заключение я хотел бы сказать еще о том, как духовная наука встраивается в
культурную жизнь современности. Духовная наука действительно согласуется с
естественно-научным характером представления и мышления, и она желает проявить
себя в современной культуре так же, как предстали перед своей эпохой церковный
каноник Коперник, Галилей и Джордано Бруно. Представьте себе Джордано Бруно.
Что он, собственно, сделал? Прежде чем он появился и высказал свои столь
значительные для развития человечества слова люди уже заглянули во Вселенную.
Они говорили о звездной сфере на основе того, что видели. Они говорили о
голубом небосводе, ограничивающем Вселенную. Коперник, Галилей, Джордано Бруно
имели мужество разрушить чувственную иллюзию и создать новое мышление. Что же,
по сути дела, Джордано Бруно сказал своим слушателям? Он сказал: "Посмотрите на
голубой небосвод, вы сами создаете эту небесную твердь ограниченностью своего
познания. Ваши глаза видят только до этой грани, и ваши глаза эту грань и
создают!" Джордано Бруно расширил взгляд человека за пределы этой границы. Он
осмелился указать на то, что вечные звездные миры являются частью бесконечных
космических далей.
Что должен делать духовный исследователь? Позвольте мне выразить это скромно,
в соответствии с новым духовным развитием. Духовный исследователь должен
указывать на временной небосвод, на границы человеческой жизни - рождение и
смерть, он должен говорить: "Внешний взгляд видит в рождении и смерти некий
временной небосвод вследствие ограниченности человеческого рассудка и
возможности восприятия". Но, подобно Джордано Бруно, он должен указывать на то,
что этого небосвода на самом деле нет, а воображают его только от
|
|