|
ограниченности человеческого воззрения. Как Джордано Бруно указал за пределы
предполагаемой ограниченности Космоса, на то, как бесконечные миры являются
частью космических далей, так и духовный исследователь должен указывать на то,
что за несуществующей границей рождения и смерти таится бесконечность времени и
что в него включена вечность человеческой души, вечное существо человека,
переходящее от жизни к жизни. Тут духовная наука находится в полной гармонии с
теми импульсами, которые принесли изменения в естественную науку.
Позвольте мне в этом городе еще раз обратить внимание на то, что духовная
наука хочет не основать религию, а более религиозно настроить душевную жизнь и
что она как раз ведет ко Христу как Сущности, стоящей в центре религиозной
жизни. И тот, кто боится, что духовная наука может якобы разрушить религиозное
сознание, тот подобен человеку, который подошел бы к Колумбу, когда тот
отправлялся в Америку - позвольте использовать такое сравнение - и сказал бы:
"Зачем тебе открывать Америку? Здесь, в нашей старой Европе, так прекрасно
восходит Солнце; разве мы знаем, восходит ли Солнце в Америке, греет ли оно
людей, освещает ли оно землю?" Но тому, кто вник в смысл физического земного
бытия, известно, что Солнце светит во всех странах. И тот, кто боится за
христианство, подобен человеку, пугающемуся открытия новой страны, потому что
он думает, что, может быть, там не светит Солнце. Тот, кто действительно несет
в своей душе Христа-Солнце, тот знает, что хотя бы открывались еще области,
будь то области природы или духа, Америка духа никогда не будет открыта, если
истинно религиозная жизнь не пожелает отдать себя средоточию земного бытия,
Христу-Солнцу, и если Христос-Солнце не будет светить, освещая души, согревая и
воспламеняя их.Только тот, чье религиозное чувство и без того слабо, может
бояться, что это религиозное чувство может ослабеть или умереть в новой
ситуации. Но тот, кто крепок в своем подлинном чувстве переживания Христа, не
испугается знания, не побоится что знание каким-то образом повредит вере.
Упованием на это живет духовная наука. В уповании на это духовная наука
обращается к культуре современности. Ибо она знает, что это истина и никакое
исследование не может угрожать истинному религиозному мышлению и чувству, лишь
слабая религиозность может чего-то бояться. Духовная наука знает, что чувству
истины можно доверять. Пройдя через события, потрясающие душу, духовный
исследователь знает, что живет в глубинах человеческой души. В своих
исследованиях он обретает веру в человеческую душу, он видит, что человеческая
душа имеет теснейшее сродство с истиной. Поэтому, несмотря на то, что знамения
современности выступают против духовной науки, он верит в ее окончательную
победу. И он уповает в этом на человеческую душу, проникнутую любовью к истине
и подлинной религиозностью.
|
|