|
использовать Восточное выражение, мы можем назвать Буддхи. Наше учение, итак,
говорит нам, что человек разовьет Буддхи в нормальной жизни в будущей стадии;
однако как сверх-человеческий Духовный форма-принцип он всегда существовал
среди других сущностей и, поскольку он всегда существовал, он является первой
формой, дифференцированной от изначальной текущей субстанции. Соответственно
философии Санкхья сверх-Душевное существование Буддхи восходит от первой формы
субстанционального существования. Если мы рассмотрим дальнейшую эволюцию
субстанционального принципа, мы встретим как третью форму то, что философия
Санкхья называет Ахамкара. В то время как Буддхи находится, так сказать, на
границе принципа дифференцирования и только намекает на определенную
индивидуализацию, форма Ахамкара возникает как уже полностью дифференцированная,
так что когда мы говорим об Ахамкаре, мы должны представлять Буддхи как
организованную в независимые, реальные, субстанциальные формы, которые
существуют тогда в Мире индивидуально. Если мы хотим получить картину этой
эволюции, мы должны представлять одинаково распределенную массу воды, как
субстанциальный изначальный принцип; затем представлять ее вздымающуюся так,
что появляются отдельные формы, но не откалывающиеся, как полностью
сформированные капли, но формы, которые поднимаются как маленькие возвышения
воды из общей субстанции и все же имеющие свою основу в общем изначальном
течении. Мы должны тогда иметь Буддхи; и постольку, поскольку такие
воды-возвышения отделяют себя в капли, в независимые шары, глобусы, в них мы
имеем форму Ахамкара. Посредством определенного уплотнения такой Ахамкары, уже
индивидуализированной формы каждой отдельной Душевной-формы, возникает то, что
мы описываем как Манас.
Здесь мы должны признать, что вероятно небольшое несоответствие возникает,
касательно наименования вещей. В рассматривании человеческой эволюции с точки
зрения нашего учения, мы помещаем (считая сверху) Само-Дух после Жизне-Духа или
Буддхи. Такая манера обозначения абсолютно корректна для настоящего Цикла
человечества и в курсе этих лекций мы увидим, почему. Мы не вставляем Ахамкару
между Буддхи и Манасом, но для цели нашей концепции, мы объединяем ее с Манасом
и называем оба вместе Само-Дух. В те древние дни это было вполне оправдано
рассматривать их как отдельные по причине, которую я только обозначу сегодня и
позднее разработаю детально. Это было оправдано, потому что невозможно было
тогда использовать ту важную характеристику, которую мы должны давать, если мы
должны сделать себя понятыми на сегодняшний день; характеристику, которая с
одной стороны приходит от влияния Люцифера, а с другой стороны от влияния
Аримана. Эта характеристика абсолютно отсутствует в философии Санкхья и для
построения, которое не имеет возможности взглянуть на эти два принципа из-за
того, что невозможно еще найти и следа их силы, было вполне оправдано
проскользнуть в такую дифференцированную форму между Буддхи и Манасом. Когда мы
следовательно говорим о Манасе в смысле философии Санкхья, мы не говорим
полностью об одинаковой вещи, как когда мы говорим о ней в смысле Санкарачарья.
В последнем, мы можем в совершенстве идентифицировать Манас с Само-Духом; но мы
не можем фактически делать так в смысле философии Санкхья; хотя мы можем
охарактеризовать вполне полно то, что есть Манас.
В этом случае мы сначала начнем с человека в Мире чувств, живущего в
физическом Мире. Прежде всего он проживает свое физическое существование таким
образом, что он осознает свое окружение посредством своих чувств; а посредством
своих органов осязания, посредством своих рук и ног, рукодействием, хождением,
разговором, он реагирует на физический Мир вокруг него. Человек осознает
окружающий Мир посредством своих чувств и воздейтсвует на него, в физическом
смысле, посредством своих органов осязания. Философия Санкхья вполне
соответствует этому. Однако как человек осознает окружающий Мир посредством
своих чувств? Так, нашими глазами мы видим свет и цвет, свет и тьму, мы видим
также контуры вещей; нашими ушами мы воспринимаем звуки; нашими органами
обоняния мы ощущаем запахи; нашими органами осязания мы получаем осязательные
впечатления. Каждый отдельный орган является средством осознания определенной
части внешнего Мира. Органы зрения воспринимают цвета и свет; органы слуха -
звуки и так далее. Мы являемся как бы соединенными с окружающим Миром через
такие двери нашего существа, которые мы называем чувствами; через них мы
открываем себя окружающему Миру; однако через каждый отдельный орган мы
приближаемся к определенной провинции этого Мира. Теперь, даже обычный язык
показывает нам, что внутри нас мы носим нечто подобное принципу, который держит
вместе эти различные провинции, к которым склонны наши чувства. Например, мы
говорим о теплых и холодных цветах, хотя мы знаем, что это только манера
разговора, и что в реальности мы осознаем холод и тепло посредством органов
осязания, а цвета, свет и тьму посредством органов зрения. Таким образом мы
говорим о теплых и холодных цветах, так сказать, с определенной внутренней
взаимосвязи, которую мы чувствуем, мы прилагаем то, что воспринимается одним
чувством к другим. Мы выражаем себя так, потому что в нашем внутреннем существе
существует определенное переплетение, смешение между тем, что мы воспринимаем
посредством зрения и тем, что мы осознаем как чувство тепла - более деликатно
чувствительные люди, слыша определенные звуки, могут внутренне осознавать
определенные идеи цветов; они могут говорить об определенных нотах, как
представляющих красное, а других - голубое. Внутри нас, следовательно, обитает
нечто, что держит отдельные чувства вместе и делает из отдельных
чувственных-полей завершенное для Души. Если мы чувствительны, мы можем
продвинуться еще дальше. Существуют, например, люди, которые чувствуют, вступая
|
|