|
ясновидения. Мы должны признать, что сегодня мы распознаем по всецело иным
причинам корректность того, что сообщается нам, но мы должны понять, что в те
древние времена тонкие различия, касающиеся существа человека были достигнуты
инымы средствами; изобретальные концепции были выведены из того, что человек
был способен знать; ясно очерченные концепции, которые могли быть применены к
Духовной как также и ко внешней физической действительности. Так что во многих
отношениях, если мы просто изменим выражения, которые мы используем сегодня,
чтобы согласовать наши различные точки зрения, мы найдем возможным также понять
прежние точки зрения.
Мы попытались, продвигая вперед наше Духовное знание, представить вещи так,
как они возникают для современного ясновидческого восприятия; так что наш сорт
Духовной науки представляет то, что Духовно мыслящий человек может достичь
сегодня средствами, находящимися под его управлением. В ранние дни Теософского
движения меньше осуществлялось посредством того, что выводилось непосредственно
Духовной наукой, чем такими методами, какие были основаны на обозначениях и
неясных концепциях, используемых на Востоке, особенно тех, которые посредством
древних традиций были перенесены со времен Гиты на Востоке в наш сегодняшний
день. Отсюда более старая форма Теософского развития (к которому мы теперь
добавили наш современный метод оккультного исследования) действовал больше
через древние традиционно полученные концепции - особенно концепции философии
Санкхья. Однако как такая философии Санкхья сама была постепенно изменена на
Востоке через изменение в восточной мысли, так и в начале Теософского движения
обсуждались существо человека и другие тайны; а такие вещи были специально
описаны посредством выражений, используемых Санкарачарья (Sankaracharya),
великим реформатором Ведантического и Индийского знания в восьмом веке
Христианского исчисления. Нам не нужно посвящать много внимания выражениям,
используемым в начале Теософского движения, но чтобы достичь оснований знания и
мудрости Гиты, мы посвятим себя древней изначальной Индийской мудрости. То, что
мы встретим сначала, что так сказать, выведено из самой той древней мудрости,
особенно должно быть найдено в философии Санкхья.
Мы лучше всего приобретем понимание того, как философия Санкхья рассматривает
существо и природу человека, если в первую очередь мы удерживаем ясно перед
собой факт, что Духовный зародыш существует во всем человечестве; мы всегда
выражали этот факт, говоря, что в человеческой Душе существуют дремлющие силы,
которые по ходу человеческой эволюции будут появляться все больше и больше.
Наивысшее, к которому мы можем в настоящее время стремиться и которого
человеческая Душа может достичь, будет тем, что мы называем Духо-Человек. Даже
когда человек, как существо, поднимется до стадии Духо-Человека, он все еще
должен будет различать между Душой, которая обитает в нем и тем, что есть сам
Духо-Человек; так же как в повседневной жизни мы должны различать между тем,
что является нашей наиболее внутренней Душой и оболочками, которые заключают
ее: астральное тело, эфирное или жизненное тело, и физическое тело. Также, как
мы смотрим на эти тела, как на оболочки и различаем их от самой Души, которая в
настоящем Цикле человечества подразделена на три части: чувственную или
ощущающую Душу, интеллектуальную или рассудочную Душу и сознательную Душу - так
же, как мы таким образом различаем между природой Души и системой оболочек -
так и в будущих стадиях мы должны будем считаться с действительной Душой,
которая будет тогда иметь свое троичное подразделение, подходящее для тех
будущих стадий и соответствующих нашей чувственной Душе, рассудочной Душе и
сознательной Душе и природе оболочек, которая тогда достигнет той стадии
человека, которую в нашей терминологии мы называем Духо-Человек. То, однако,
что однажды станет человеческой оболочкой и которая будет, так сказать,
заключать Духовно-Душевную часть человека, Духо-Человека, станет значимым для
человека только в будущем, однако то, к чему существо в итоге разовьется есть
всегда здесь, в величественной Вселенной. Субстанция Духо-Человека в которую мы
однажды будем облачены всегда была в величественной Вселенной и есть здесь в
настоящее время. Мы можем сказать: Другие существа уже сегодня имеют оболочки,
которые будут однажды формировать Духо-Человека; таким образом, субстанция из
которой однажды будет состоять человеческий Духо-Человек, существует во
Вселенной. Это, что позволяет утверждать нам наше учение, было уже известно
древней доктрине Санкхья; и то, что таким образом существовало во Вселенной,
еще не индивидуализированное или разделенное, но текущее подобно Духовной воде,
неразделенное, наполняющее Пространство и Время, все еще существует и будет
продолжать существовать, это, из чего все другие формы произошли, было известно
философии Санкхья как наивысшая форма субстанции; эта форма субстанции, которая
была принята философией Санкхья как продолжающаяся от века к веку. И когда мы
говорим о начале эволюции нашей Земли (вспомните курс лекций, данных мной
однажды в Мюнхене об основании Истории Творения), как мы говорим, как в начале
нашей Земной эволюции все, к чему наша Земля теперь развилась, присутствовало в
Духе как субстанциальное Духовное существо, так и философия Санкхья говорит об
начальной субстанции, изначальном текущем потоке, из которого все формы, обе
физическая и сверх-физическая были развиты. Для современного человека эта
наивысшая форма не доступна для рассмотрения, однако придет день, как мы
показали, когда она должна будет рассматриваться.
В следующей форме, которая будет развита из такой изначальной текущей
субстанции, мы должны распознать то, что считая сверху, мы знаем как второй
принцип человека, который мы называем Жизне-Дух; или, если мы желаем
|
|