|
элементы чего мы находим в Ведах, Санкхья и Йоге. То, что мы находим в Ведах
возникает в новой, но теперь в конкретной форме как Живое Слово, Которым все
вещи были созданы и без Которого ничто не было создано, что было создано и
Которое, однако, с течением времени стало Плотью. Санкхья возникает как
историческое представление, основанное на Законе того, как из Мира Элохима,
возник Мир феноменов, Мир грубых субстанций. Йога трансформировала себя в то,
что соответственно Св. Павлу, выражено в словах: "Не Я, но Христос во мне", то
есть другими словами, когда сила Христа проникает Душу и поглощает ее, человек
восходит к высотам Божественного.
Таким образом мы видим как в подготовительной форме, логически
последовательный план присутствует в Мировой истории, как Восточное учение было
подготовлением, как оно дает в более абстрактной форме, то, что в конкретной
форме мы находим так великолепно содежащимся в Христианстве Павла. Мы увидим,
что точно осознавая связь между великой поэмой Бхагавад Гита и Посланиями Св.
Павла, открываются глубочайшие тайны, касающиеся того, что мы можем назвать
руководящим Духовным в коллективном обучении человеческой расы. Поскольку нечто
такое новое должно также быть ощущаемо в новом веке, то этот более новый век
должен проникнуть за время Греции и должен развить понимание того, что лежит за
тысячи лет непосредственно до Христа - понимание того, что мы находим в Ведах,
Санкхья и Йоге. Как Рафаэль в своем искусстве и Томас Аквинас в своей философии
должны были обратиться назад к Греции, так и мы увидим, как в наше время,
сознательный баланс должен быть установлен между тем, что настоящее время
пытается достигнуть и тем, что лежит дальше чем Греческий век и простирается
назад в глубины Восточной античности. Мы можем позволить этим глубинам
Восточной античности вливаться в наши Души, если мы поразмыслим об этих
различных Духовных течениях, которые должны быть найдены в том замечательном
гармоническом Единстве, которое Хумбольд называет величайшей философской поэмой
Бхагавад Гита.
Лекция II. Бхагавад Гита и Послания Св. Павла
Кологна, 29 Декабря 1912
GA 142
Базовое знание Гита, Веда, Санкхья, Йога.
Бхагавад Гита, возвышенная песнь Индийцев считается, как я упоминал вчера,
квалифицированными личностями, как самая важная философская поэма человечества
и тот, кто углубляется в возвышенную Гиту, рассматривает такое выражение
всецело оправданным. Мы воспользуемся возможностью, данной этими лекциями,
чтобы показать высокое художественное достоинство Гиты, но превыше всего, мы
должны осознать важность этой поэмы, рассматривая то, что лежит в ее основании,
могущественные мысли и замечательное знание Мира из которого она выросла, для
прославления и распространения которого она была создана. Такой взгляд в
фундаментальное знание, содержащееся в Гите является особенно важным, потому
что существенности этой поэмы, особенно все, относящееся к мысли и знанию,
сообщены нам из до-Буддийской стадии знания, так что мы можем сказать: Духовный
горизонт, который окружал великого Будду, из которого он вырос, характеризуется
в содержании Гиты. Если мы позволим этому влиять на нас, мы взглянем в Духовные
условия древней Индийской цивилизации в до-Буддийском веке. Мы уже подчеркнули,
что мысль, содержащаяся в Гите является комбинированным излиянием трех Духовных
течений, не только слитых одно в другом, но движущихся и живущих одно в другом,
так что они встречаются нам в Гите как одно целое. То, что мы встречаем как
объединенное целое, как Духовное излияние изначальной Индийской мысли и
восприятия, есть грандиозный и прекрасный аспект знания, неизмеримая сумма
Духовного знания; количество Духовного знания так обширно, что современный
человек, который еще не изучал Духовной науки не может не испытывать сомнений к
такому количеству знания и глубине науки, не имеющих возможного стандарта с
которым должно сравнить их. Обычные современные методы не содействуют тому,
чтобы достигнуть глубин дна знаний, сообщенных в Гите; самое большее, что
возможно, это смотреть на повествуемое здесь как на прекрасную мечту, которую
человечество однажды грезило. Только с современной точки зрения возможно было
бы, вероятно, восхищаться этой мечтой, но не признать ее, как имеющую
какое-нибудь научное значение. Однако те, кто уже изучал Духовной науку будут
поражены глубинами Гиты и должны признать, что в изначальные века человеческий
ум проникал в знание, которое мы можем пере-приобрести постепенно посредством
Духовных органов, которые мы должны развить с течением времени. Их восхищение
возрастает касательно изначального прозрения, которое существовало в те прошлые
века. Мы можем восхищаться им, потому что мы сами способны пере-открыть его во
Вселенной и таким образом подтвердить его истинность. Когда мы пере-откроем его
и распознаем его истинность, мы затем признаем насколько прекрасно
действительно то, что в те изначальные века люди были способны возвышать себя
до таких Духовных высот! Мы знаем, что в те древние дни человечество было
специально привилегированно в том, что остаток древнего ясновидения был все еще
живым в человеческих Душах и что не только посредством Духовной медитации,
приобретенной использованием специальных упражнений, люди были ведомы в
Духовные миры, но также, что наука тех дней могла сама, в определенном смысле,
быть проникнутой знанием и идеями, которые приносил остаток древнего
|
|