|
материальный элемент, тщательно изучаемым. Внимание не направляется сильно на
индивидуальную Душу; это принимается как нечто реальное, что есть здесь,
ограниченное и объединенное с такой материальной основой, и что принимает самые
разнообразные формы в ней, и таким образом показывается внешне во многих
различных формах. Душа облачается таким изначальным материальным элементом, что
можно мыслить, как сама индивидуальная Душа происходит из Вечности. Природа
Души выражается через материальный базовый элемент и делая так, она принимает
много различных форм, и в частности изучение этих материальных форм мы находим
в философии Санкхья. Здесь мы имеем, в первую очередь, так сказать, изначальную
форму такого материального элемента как некий вид изначального течения в
который погружена Душа. Таким образом если бы мы должны были взглянуть назад на
первые стадии эволюции, мы должны были найти недифференцированные материальные
элементы погруженные здесь, множественность Душ, которые должны развиваться
дальше. Что, следовательно мы найдем как Форму, как все еще
недифференцированную форму Единства изначального источника, есть сама Духовная
субстанция, которая располагается в начальной точке эволюции. Первая вещь,
которая затем возникает, с которой Душа может еще облачаться индивидуально,
есть Буддхи. Так что когда мы представляем себе Душу, облаченную изначальным
потоком-субстанцией, внешне эта Душа не должна быть различима от универсального
подвижного элемента изначального потока. Постольку, поскольку Душа не только
погружает себя в это первое существо универсального вздымающегося изначального
потока, но также в то, что впервые продолжается из него, таким образом она
облачается в Буддхи. Третий элемент, который формирует себя из целого и через
который Душа может затем стать все более и более индивидуальной, есть Ахамкара.
Она состоит из все более и более низших форм изначальной субстанции. Так что мы
имеем изначальную субстанцию, первая форма которой есть Буддхи, а вторая
Ахамкара. Следующая форма есть Манас, затем идет форма, которая состоит из
органов чувств; за ней следует форма четырех элементов, а последняя форма
состоит из элементов субстанции, которую мы имеем в нашем физическом окружении.
Это есть линия эволюции, по философии Санкхья. Выше есть самый сверхчувственный
элемент, изначальный Духовный поток, который, становясь все плотнее и плотнее,
снисходит к тому, что окружает нас в грубых элементах, из которых также
построено человеческое тело. Между ними находятся субстанции, из которых,
например, сотканы наши органы чувств, и более тонкие элементы, из которых
соткано наше эфирное или жизненное тело. Должно быть тщательно отмечено, что
соответственно философии Санкхья, все это есть оболочки Души. Даже то, что
происходит из изначального потока есть оболочка для Души; Душа впервые есть в
нем; и когда философ Санкхья изучает Буддхи, Ахамкара, Манас, чувства, тонкие и
плотные элементы, он понимает посредством этого возрастающие плотные оболочки,
внутри которых Душа выражает себя.
Мы должны ясно понимать, что манера, в которой философия Вед и Санкхья
представлены нам, является возможной только потому, что они были составлены в
то древнее время, когда древнее ясновидение все еще существовало, в любом
случае, в определенной степени. Веды и содержание философии Санкхья возникли
различными путями. Веды основываюся повсюду на изначальной инсприрации, которая
была все еще естественным обладанием древнего человека; они были даны человеку,
так сказать, без осуществления чего-либо, чтобы заслужить их, за исключением
того, что все свое существо человек подготавливал сам для того, чтобы получить
в свою внутреннюю глубину ту Божественную инспирацию, которая сама приходила к
нему, и чтобы получить ее тихо и спокойно. Философии Санкхья была сформирована
другим образом. Тот процесс был чем-то подобным изучению нашего сегодняшнего
дня, только, что оно не является проникнутым ясновидением, как оно было
проникнуто тогда прежде. Философия Вед состояла из ясновидческого знания,
инспирации, данной милостью свыше. Философия Санкхья состояла из знания,
разыскиваемого, как мы ищем его теперь, но разыскиваемого людьми, для кого
ясновидение было еще доступным. Поэтому философия Санкхья оставляет фактический
Душевный элемент незатронутым, так сказать. Она допускает, что Души могут
отчеканить себя в том, что мы можем изучать как сверхчувственные внешние формы,
но она в особенности изучает внешние формы, которые возникают как облачения
этих Душ. Отсюда мы обнаружим полную систему форм, встречающихся нам в Мире,
так же как в нашей собственной науке мы обнаруживаем число фактов о природе;
только в философии Санкхья наблюдение простирается до ясновидческого наблюдения
фактов. Философия Санкхья есть наука, которая хотя и получена ясновидением,
есть все таки наука внешних форм, которые не простираются в сферу Души:
Душевная природа остается в некотором смысле не обеспокоенной такими изучениями.
Тот, кто посвящает себя Ведам чувствует абсолютно, что его религиозная жизнь
есть Одно с жизнью Мудрости; однако философия Санкхья есть наука, она есть
восприятие форм в которых Душа выражает себя. Однако вполне возможно для
учеников философии Санкхья чувствовать религиозное посвящение Души их философии.
Способ, которым Душевный элемент организован в формы - не сам Душевный элемент,
но форма, которую он принимает - прослеживается в философии Санкхья. Он
определяет способ, которым Душа, более или менее, сохраняет свою
индивидуальность или, иначе, еще больше погружена в материальное. Она имеет
дело с Душевным элементом, который, это истина, расположен под поверхностью, но
который внутри материальных форм все еще сохраняется как Душа. Душевный элемент,
таким образом, замаскированный во внешней форме, но который проявляется как
Душа, обитает в элементе Саттва (Sattva). Душевный элемент погруженный в форму,
но который является, так сказать, запутаным в нем и не может выйти из нее,
обитает в элементе Тамас (Tamas); , , Душевный элемент
|
|