|
снова в Бхагавад Гита; и что Санкхья Капилы имеет дать, мы найдем здесь также.
Более того, мы не найдем их как конгломерат, но как три части вливающихся
гармонически в один организм, как если они изначально принадлежат вместе.
Величие Бхагавад Гита расположена во всесторонности ее описания как эта
ориентальная Духовная жизнь получает свои притоки от Вед с одной стороны, с
другой от философии Санкхья Капилы и снова с третьей стороны от Йоги Патанджали.
Мы теперь коротко охарактеризуем то, что каждое из этих течений имеет дать нам.
Течение Вед является наиболее эмфатически, подчеркнуто философией единства,
оно является наибольшим Духовным монизмом, который мог быть помыслен; философия
Вед, которая консолидирована в Веданте есть Духовный монизм. Если мы желаем
понять философию Вед, мы должны в первую очередь удерживать ясно перед нашими
Душами факт, что эта философия основана на мысли, что человек может найти нечто
глубже в своей собственной Душе, а то, что он осознает в обычной жизни является
неким видом выражения или отпечатка этой его самости, Я; что человек может
развить и что его развитие вытянет глубины его истинного Я все больше и больше
из оснований его Души. Высшее Я покоится как бы дремлющим в человеке, и это
высшее Я не является тем, что современный человек непосредственно осознает, но
есть то, что действует в нем и к чему он должен развить себя. Когда человек
однажды достигнет того, что живет в нем как "Я", он затем осознает, согласно
философии Вед, что это "Я" является одним со все-объемлющим Я Мира, что он не
только покоится со своим Я во все-объемлющем Мировом-Я, но что он сам есть одно
с ним. Настолько он является одним с этим Мировым-Я, что он соотносится к нему
двояким образом. Некоторым образом, подобным нашему физическому во вдыхании и
выдыхании представляет Ведантист отношение человеческого Я к Мировому-Я. Как
некто вдыхает и снова выдыхает, поскольку вовне есть универсальный воздух, а
внутри только малая его порция, которую мы вдохнули, так вовне нас мы имеем
универсальное, все-объемлющее, все-проникающее Я, которое живет и двигается во
всех вещах и которое мы вдыхаем когда мы предаемся медитации о Духовном Я Мира.
Духовно, его вдыхают с каждым восприятием, которое достигает это Я, его вдыхают
со всем, что втягивается в Душу. Все знание, все мышление, все восприятие есть
Духовное дыхание; а то, что мы как часть Мирового-Я, втягиваем в наши Души (чья
часть остается органически объединенной с Целым), это есть Атман, Дыхание,
которое по отношению к нам является как часть воздуха, который мы вдыхаем и
которая не может быть различной от того, что является все-правящим Я Мира. Как
мы выдыхаем физически, так есть приверженность Души, через которую лучшее, что
существует в ней, выходит в форме молитвы и жертвенности к этому Я. Брахман
есть подобное Духовному выдыханию. Атман и Брахман, подобно вдыханию и
выдыханию делают нас соучастниками в во все-правящем Мировом-Я. То, что мы
находим в Ведах является моноистической Духовной философией, которая есть в то
же самое время религия; а цветение и плод Ведантизма располагается в том, что
благославляет человека, в наиболее полном и наивысшей степени удовлетворяющем
чувстве единства с универсальным Я, могущественно проникающим через Мир.
Ведантизм рассматривает эту связь человечества с единством Мира, факт
человеческого бытия внутри части всего великого Духовного космоса. Мы не можем
сказать Веда-Слово, потому что Веда означает Слово, но Слово-Веда само дышится,
соответственно Ведантической концепции, все-правящим унитарным Существом, а
человеческая Душа может принять его в себя как высшее выражение знания. В
принятии Слова-Веда, вбирается самая лучшая часть все-могущего "Я",
приобретается сознание связи между индивидуальным человеческим Я и этим
все-могущим Мировым-Я. Что Веда говорит есть Бог-Слово, которое является
креативным, созидающим, и которое рождается снова в человеческом знании, и так
ведет его наряду с креативным принципом, который живет и проникает через Мир.
Следовательно то, что написано в Ведах оценивается как Божественное Слово, и
кто преуспел в овладении им, рассматривался как профессор Божественного Слова.
Божественное Слово пришло Духовно в Мир и было найдено в Ведических-Книгах; те,
кто овладел этими книгами принимал участие в креативном принципе Слова.
Философия Санкхья является другой. Когда сначала встречаются с ней, как она
пришла к нам через традицию, мы находим ее противоположной учению Единства.
Если мы желаем сравнить философию Санкхья с чем-нибудь, мы можем сравнить ее с
философией Лейбница (Leibnitz). Это есть плюралистическая, множественная
философия. Несколько Душ упоминается в ней - человеческие Души и Души Богов -
не проследуются в философии Санкхья к унитарному источнику, но берутся как
Душевное состояние, отдельное, так сказать, от Единства. Плюрализм,
множественность Душ есть то, что мы находим в философии Санкхья. Независимость
каждой индивидуальной Души, выносящей свое развитие в Мире, заключенном внутри
своего собственного существа, строго подчеркивается; а в контрасте с
плюрализмом Душ это есть то, что в философии Санкхья называется элементом
Пракрити (Prakriti). Мы не можем хорошо описать это современным словом
"материя", ибо оно имеет материалистическое значение. Однако в философии
Санкхья мы не подразумеваем выразить это "вещественным", которое находится в
контрасте со множественностью Душ, и которое опять таки не выводится из общего
источника. В первую очередь мы имеем множественность Душ, а затем то, что мы
можем назвать материальной основой, которая как изначальное течение протекает
через Мир, через Пространство и Время, и из которого Души берут элементы для
своего внешнего существования. Души должны одеть себя в этот материальный
элемент, который опять таки не прослеживается обратно к Единству с самими
Душами. И так это есть в философии Санкхья, что мы принципиально находим такой
|
|