|
происходящее естественно, как бы само, в котором их глубоко лежащие силы, силы
их эфирных тел действовали для производства знания. Из такого знания произошло
все, что явилось как прекрасное знание философии Санкхья; из такого созерцания
также произошло все, что дошло до нас в Ведах - хотя таковое принадлежит еще
более раннему периоду. Таким образом человек того времени приобретал знание
вводя себя или позволяя себе быть введенным в другое состояние. Он имел так
сказать свое обычное состояние в котором он видел глазами, слушал ушами и
следовал за вещами своим обычным пониманием; однако он использовал такое
видение, слышание и понимание занимаясь внешней практической деятельностью.
Никогда не случалось, чтобы использовать эти способности для приобретения
знания. Для того, чтобы приобрести знание и восприятие он использовал то, что
приходило к нему в том, другом состоянии, в котором он вводил в действие
глубочайшие силы своего существа.
Мы можем, следовательно, думать о человеке в те древние времена как имеющим,
так сказать, свое каждодневное тело, а внутри такого каждодневного тела свое
более тонкое Духовное тело, свое воскресное тело, если можно использовать такое
сравнение. Своим каждодневным телом он выполнял свою каждодневную работу, а
своим воскресным телом - которое было соткано только эфирным телом - он
воспринимал и совершенствовал свою науку. Было бы оправдано сказать, что
человек того древнего времени был бы поражен, что мы сегодня высекаем наше
знание посредством нашего каждодневного тела и никогда не облекаемся в наше
воскресное тело чтобы познать что-нибудь о Мире. Как такой человек переживал
все эти состояния? Переживание было таким, что когда человек воспринимал
посредством своих глубоких сил, когда он был в состоянии восприятия в котором,
например, он изучал философию Санкхья, он тогда не чувствовал так, как человек
сегодня, который, когда он желает приобрести знание должен напрягать свой
рассудок и думать своей головой. Когда он приобретал знание, он чувствовал себя
в своем эфирном теле, которое было тогда развито наименьшим образом в том, что
сегодня есть физическая голова, но было более развито в других частях; человек
мыслил значительно больше посредством других частей своего эфирного тела.
Эфирное тело головы была его наименьшей совершенной частью. Человек чувствовал,
так сказать, что он мыслит эфирным телом; он чувствовал себя мысля выдвинутым,
возвышенным из физического тела; однако в такие моменты познания, креативного
знания, он чувствовал кроме того нечто еще; он чувствовал, что он был в
действительности одним с Землей. Когда он сбрасывал свое каждодневное тело и
облекал свое воскресное тело, он чувствовал как если силы проходили через все
его существо; как если силы проходили через его ноги и ступни и объединяли его
с Землей также, как силы, которые проходят через наши руки и кисти объединяют
их с нашим телом. Он начинал чувствовать себя членом Земли. С одной стороны, он
чувствовал, что он мыслил и познавал в своем эфирном теле, а с другой стороны
он чувствовал себя более не отдельным человеком, но членом Земли. Он чувствовал
свое существо врастающим в Землю. Таким образом вся внутренняя манера
переживания изменялась, когда человек облекал свое воскресное тело и
подготавливал себя к познанию. Что тогда должно было произойти для того, чтобы
такой древний, древний период - третий - должен был полностью прекратиться и
новый период - четвертый - должен был наступить? Если мы желаем понять, что
должно было произойти тогда, то было бы хорошо попытаться прочувствовать нашим
путем немного глубже в древний метод описания.
Человек, который в то древнее время переживал то, что я только что описал,
сказал бы: "Змей стал активным во мне". Его существо удлинялось в Землю; он
более не чувствовал свое физическое тело как действительно активную часть себя;
он чувствовал как если он вытягивался подобно Змеиному продолжению себя в Землю,
а его голова была тем, что выступало из Земли. И он чувствовал, что такой Змей
является мыслителем. Можно было бы нарисовать человеческое существо так
(Диаграмма 3): его эфирное тело проходящим в Землю, продолженное в Змеиное тело
и будучи пока вне Земли как физический человек, он простирался вниз в Землю в
течение времени восприятия и познания и мыслил своим эфирным телом.
"Змей стал активным во мне" говорил он. Воспринимать, было следовательно
чем-то подобным такому: "Я поднимаю Змея во мне до состояния активности; я
чувствую свою Змеиную природу". Что должно было произойти, так что новый период
должен был наступить и новый метод восприятия возникнуть? Должно было стать
более невозможным происходить таким моментам, в которых человек чувствовал свое
существо протянутым в Землю через свои ноги и ступни; вдобавок такое восприятие
должно было умереть в его эфирном теле и перейти в физическую голову. Если вы
можете правильно представить такой переход древнего восприятия в новое, вы
скажете, и хорошим выражением для такого перехода было бы: "Я ранен в моих
стопах, но моим телом я наступил стопами на голову Змея", другими словами, Змей
со своей головой прекратил быть инструментом мышления. Физическое тело и
особенно физический мозг, убивает Змея, а Змей мстит, забирая чувство
принадлежности Земле. Он кусает в пяту.
В такие времена перехода от одной формы человеческого переживания в другую то,
что приходит как бы из старой эпохи, входит в конфликт с тем, что приходит в
новую эпоху; ибо такие вещи являются все еще действительно одновременно
существующими. Отец все еще существует достаточно долго после начала жизни
|
|